Перикл (PeriklhV) - знаменитый госуд. деятель Афин, с именем которого
обыкновенно связывается представление о поре расцвета афинской
демократии, греческой литературы и искусства (Периклов век). Сын
Ксантиппа, победителя при Микале, и Агаристы, племянницы Клисфена, он
родился между 500 и 490 г. до Р. Хр. Особенно сильное влияние оказал на
него Анаксагор, своею возвышенною философией, признававшею разум началом
регулирующим и управляющим. Начал свою карьеру П. воином, а затем
выступил на общественно-политическое поприще. Сам знатного происхождения
(по матери - Алкмеонид), он примкнул, однако, к демократической партии.
Его первым делом было выступление обвинителем в процессе против Кимона,
главы аристократической партии, по поводу его действий во Фракии. П. был
другом Эфиальта, тогдашнего вождя демоса; основываясь на Плутархе,
полагали даже, что именно П. был истинным виновником и инициатором
реформы ареопага, проведенной Эфиальтом и положившей конец политическому
влиянию этого учреждения; но это противоречит свидетельству Аристотеля
(в "Афинской Политии"). Со смертью Эфиальта (462 - 461 г.) руководство
демократической партией перешло к П. В то время на первом плане стояла
борьба с внешними врагами, требовавшая страшного напряжения сил, так как
Афинам приходилось воевать и в Египте (с Персами), и в самой Элладе (с
Коринфом, Эпидавром, Эгиной, затем и со Спартой). П. участвовал в битве
при Танагре, в которой афиняне были побеждены спартанцами (457 г.).
Когда, под влиянием этой неудачи, обнаружилась реакция в пользу
изгнанного посредством остракизма (вовремя борьбы из-за реформы
ареопага) Кимона, то П. пошел на встречу народному желанию и сам внес
предложение о возвращении своего соперника из изгнания, раньше срока.
Когда спартанцы, вопреки заключенному в 451
- 50 г. перемирию, вторглись в Среднюю Грецию, чтобы помочь
дельфийцам против фокидян, П. тотчас после их удаления, возвратил
фокидянам обладание дельфийским святилищем. Вскоре в Беотии поднялось
восстание против афинского господства; Толмид, поспешивший туда, вопреки
совету П., с небольшими силами, пал в битве при Коронее (447 - 6 г.),
окончившейся поражением афинян; вслед затем восстала Евбея, отложилась
Мегара, спартанцы вторглись в Аттику. П., переправившийся было с войском
в Евбею для подавления восстания, должен был спешить на спасение Аттики.
Действуя с большою осторожностью и не вступая в битву, он достиг
отступления спартанцев, что объясняли подкупом. Теперь П. направил все
силы на покорение Евбеи, которая и подчинилась афинянам. В 445 г. между
Афинами и Пелопоннесским союзом заключен был тридцатилетний мир (иначе
Периклов), по которому афиняне отказались от всего, что принадлежало им
в Пелопоннесе, и возвратились к тому положению, какое занимали до войны;
оба союза взаимно признали друг друга. С прекращением войны снова
возгорелась борьба внутренняя. Столкновение произошло по вопросу об
употреблении союзной казны на украшение города: глава аристократической
партии, Фукидид, находил такое употребление несправедливым. П. имел
опору преимущественно в городском населении, его противник, вероятно - в
сельском. Только остракизм мог положить конец борьбе, и Фукидид
принужден был отправиться в изгнание. Влияние П. достигает теперь своей
высшей степени. В течение почти 15 лет он правит Афинами без соперников;
из года в год он избирается в стратеги, облекается иногда особыми
полномочиями. Значение П. основывалось, однако, не столько на этой
должности, в то время очень важной, сколько на самой его личности. П.
является благороднейшим типом эллина, в котором гармонически сочетались
разнообразные таланты и качества. При тогдашнем строе Афин всего важнее
был талант ораторский, столь необходимый для того, кто желал подчинять
своей воле народное собрание. П. называли олимпийцем; говорили, что он
мечет перуны, поражая своим словом, как громом и молнией, и что само
убеждение восседает на его устах. С талантом ораторским, со
способностями государственного человека, с опытностью и благоразумием
полководца П. соединял высокую честность и бескорыстие, простоту и
умеренность в образе жизни. Почти все время посвящал он государственным
делам; единственным развлечением для него служила беседа в домашнем
кругу, среди друзей, избранных умов и талантов Греции. В его доме
сходились философы, как Анаксагор, Зенон, Протагор, молодой Сократ,
поэты, как Софокл, художники, как Фидий и архитектор-философ Гипподам.
Душою этого кружка была талантливая, образованная Аспазия. Демагогом в
позднейшем смысле слова П. не был, хотя при нем афинская демократия и
достигла своего расцвета. "Перикл", говорит Фукидид, "был первый из
афинян своего времени, сильный словом и делом... Стоя во главе
государства в мирное время, он правил умеренно и охранял безопасность.
Афины достигли при нем высшего могущества... Не столько масса руководила
им, сколько он - массой, потому что он приобрел власть, не прибегая к
недостойным средствам, и не имел вследствие, этого, нужды льстить толпе,
но, пользуясь уважением, мог и резко противоречить ей. Когда он видел,
что афиняне не вовремя смелы, он своими речами пробуждал в них страх - и
наоборот, видя их падающими духом без основания, внушал им смелость. "По
имени это была демократия, на деле же - господство лучшего мужа". П. не
был реформатором, пролагающим новые пути: по творчеству и смелости мысли
он уступал некоторым из своих предшественников, и его реформы - лишь
один из моментов в последовательном, органическом развили афинской
демократии, естественное и логическое следствие предшествовавшего хода
афинской истории. П. - лишь продолжатель дела Солона, Клисфена,
Фемистокла. Неизвестно, способствовал ли П. открытию зевгитам доступа к
архонтству (457 - 6) и к восстановлению так наз. судей по демам (453 -
2); но он несомненно внес закон касательно права гражданства (451 - 50),
по которому тот не мог иметь этого права, кто не происходил от
афинянина. Чем больше стекалось разного люду в Афины и чем больше прав и
выгод предоставлялось афинскому демосу, тем более казалось необходимым
сохранить эти права только за настоящими афинянами и удалить из среды
гражданства посторонние элементы. Затем, П. ограничил права ареопага еще
более, нежели Эфиальт (в чем состояло это ограничение - неизвестно).
Главной и наиболее характерной реформой его является введение денежного
вознаграждения гелиастам (первоначально 1 обол); членам совета (1 драхма
пританам и 5 об. остальным. Есть основание думать, что в то время
существовало вознаграждение и архонтам.), войску и флоту. Введение платы
гелиастам (присяжным) источники объясняют тем, что иначе П. не в
состоянии был соперничать с богатым и щедрым Кимоном; но это
нововведение вызывалось необходимостью и стоит в связи с расширением
деятельности гелиэи (суда присяжных). Не будь вознаграждения, не было бы
и нужного числа гелиастов: суд очутился бы в руках одних знатных и
богатых и не был бы народным; между тем, чем влиятельнее становилось это
учреждение, тем важнее было не допускать, чтобы оно оказалось в руках
одной аристократической партии; наконец, отправление обязанностей судьи
по делам не только сограждан, но и многочисленных союзников было немалым
трудом, и плата являлась тут вполне заслуженным вознаграждением. То же,
еще в большей степени, можно сказать о плате членам совета, а также о
жалованье войску и флоту, в виду войн 50-х годов и продолжительных
морских маневров в мирное время. Плата за посещение народного собрания
введена не при П., а лишь в начале IV в. Что касается феорикона
(зрелищных денег), то тут возникает сомнение: если феорикон отличать от
диобелии и видеть в последней отдельную от него денежную раздачу в
праздники, то мы имеем основание введение феорикона приписывать П.; если
же отожествлять их, согласно обычному мнению, то введение феорикона
нужно приписать не ., а Клеофонту, по словам Аристотеля (в "Аф. Пол."),
впервые введшему диобелию (в конце V в.). При П. получила большое
развитие система колоний и клерухий, служивших средством поднятия
благосостояния наименее состоятельных граждан, путем наделения их землею
за пределами Аттики. Клерухии являлись в то же время наблюдательными
постами, опорой и охраной афинского могущества; они имели также большое
торговое значение. При П. они основывались обыкновенно в важных
стратегических или торговых пунктах. Так, афинские клерухи поселены были
в Херсонесе Фракийском, для поддержки тамошних греков, в отдаленном
Синопе и в некоторых других припонтийских городах, на о-вах Наксосе и
Андросе и, вероятно, на Амбросе и Лемносе. Во Фракии основана колония
Брея. На нижнем течении Стримона, где был узел дорог, шедших по разным
направлениям, и окрестности были богаты корабельным лесом и драгоценными
металлами, основан Амфиполь (437 г.); в Италии, недалеко от прежнего
Сибариса, положено начало Туриям, куда отправились поселенцы из разных
греческих городов. В связи с демократическим направлением Перикловой
политики находится и его строительная деятельность. С одной стороны, она
имела целью укрепление и украшение города, с другой - доставку
заработков городскому населению, массе рабочих и ремесленников; "весь
город", выражаясь словами Плутарха, "находился как бы на жаловании, сам
себя украшая и в то же время содержа". И в строительной деятельности П.
является в сущности лишь продолжателем и завершителем дела своих
предшественников, в том числе Кимона. Еще в 457 г., около времени
танагрской битвы, возведены были так наз. "Длинные стены", из которых
одна шла от Афин к Пирею, другая - к Фалеру; но пространство между ними
не было защищено. Чтобы завершить укрепление Афин и сделать их
неприступными, по предложению П., построена была третья, так наз.
"средняя" или "южная" стена, между двумя уже существовавшими,
параллельно северной и недалеко от ее, т. е. от Афин к Мунихии. С
возведением этой стены значение Пирея еще более поднялось. При П. он был
перестроен вновь; арсеналы, верфи, доки приведены в исправность, число
их увеличено; военная гавань отделена от торговой; на берегу последней
тянулись хлебные магазины, из которых самый большой построен при П.; при
нем же построена и deigma (биржа). В Афинах воздвигнуты замечательные
памятники искусства, по выражены Плутарха "величественные по своей
громадности, неподражаемые по красоте и изяществу", которых "и время не
коснулось, как- будто кто вдохнул в них вечно цветущую жизнь и
нестареющую душу". При П. закончена постройка Парфенона, начатая еще при
Кимоне или, быть может, даже при Фемистокле (мнение Фуртвенглера,
Бузольта), а также и Одеона; начат Эрехтейон, построены так наз. Тезейон
и Пропилеи, вне Афин на мысе Сунии - храм Афины, в Рамне - храм
Немезиды; в Елевсине возобновлена постройка святилища для мистерий.
Созданы статуи Афины Промахос, Афины Лемнии и Афины Парфенос. Украшенный
такими зданиями и произведениями Фидия, Афины являлись как бы "школою" и
столицею Эллады. Средства на украшение города брались не только из
союзной казны, но также из городской кассы, из храмовых сумм и проч.,
при чем деньги союза употреблялись, по-видимому, лишь на такие здания и
произведения, которые имели какое-либо отношение к союзу или его
покровительнице, богине Афине. Не смотря на крупные расходы, финансы
Афин никогда не были в таком цветущем состоянии, как при П. Понимая,
каким могущественным орудием являются денежные средства, особенно на
случай войны, П. старался увеличить финансовые силы Афин. В середине
30-х гг. в казне хранилось 9700 талантов и еще к началу пелопонесской
войны, не смотря на громадные издержки по постройке Пропилеев и на осаду
Потидеи, в ней оставалось 6000 талантов, не считая священных предметов,
которыми, в крайнем случай, государство также могло воспользоваться. В
самом управлении финансами господствовали порядок и строгая отчетность,
о чем свидетельствуют дошедшие до нас постановления: одно из них
определяет порядок уплаты долга "другим" (кроме Афины) богам и полагает
основание казне этих богов, другое касается казны богини Афины.
Материальное благосостояние афинян в век П. достигло своего высшего
развития. Владычествуя на море, они властвовали и над торговлею,
господствовали на денежном рынке. Их торговые связи обнимали Восток и
Запад; Афинам принадлежало посредничество между восточной и западной
половинами Средиземного моря: они были торговым центром и главным
складочным местом греч. мира, богатейшим и многолюднейшим городом, Пирей
- самой оживленной гаванью. Сюда свозились самые разнообразные продукты
из отдаленных краев. - Главную силу Афин П. видел во флоте и обращал на
него особенное внимание. Афинский флот состоял при нем из 300 триер. П.
завел морские маневры, происходившие ежегодно в течение 8 месяцев.
Сухопутное войско при П. состояло из 29000 гоплитов разных категорий,
1600 всадников, 200 конных и 1600 пеших стрелков. Внешняя политика П.
направлена была к расширению сферы влияния Афин и к упрочению и охране
существующего. П. был враг рискованных предприятий, от которых старался
удержать афинян. Борьба с Персией прекратилась. Экспедиция П. к
Херсонесу Фракийскому имела в виду лишь оказать помощь тамошним грекам;
экспедиция в Понт (Черное море), предпринятая им во главе
многочисленного и блестящего флота, имела целью, кроме того, показать во
всем блеске могущество Афин, подчинить их протекторату припонтийские
города и упрочить торговые связи, что было особенно важно, так как из
припонтийских стран Аттика получала столь необходимый для нее хлеб и
многие другие сырые продукты. На Западе заключены были договоры с
Эгестой (еще около середины V в.), затем, накануне пелопонесской войны -
с Регием и с Леонтинами (433 - 32 г.). П. сделал попытку созвать в Афины
национальный конгресс из представителей греческих городов, по вопросам
религиозно-национальным, в интересах мира и общей безопасности; но
попытка эта не удалась, вследствие противодействия Спарты. Зависимость
союзников от Афин при П. увеличилась, союзная казна с острова Делоса
перенесена была в Афины (вероятно - в 454 г.); но это было лишь
естественным развитием процесса, начавшегося уже раньше, еще при Кимоне,
и заключавшегося в том, что члены делосско-аттического союза из
автономных мало-помалу превращались в зависимых, а афинская гегемония -
в arch. Общая сумма ежегодного фороса (дани) перед пелопонесскою войной
равнялась, по Фукидиду, 600 талантам, а по надписям - приблизительно 400
- 500 талант. Характерно, однако, что не смотря на перенесете казны,
форос при П. не увеличивался, а напротив, с прекращением войны 50х гг.,
обыкновенно понижался. Тем не менее союзники были недовольны своею
зависимостью, особенно аристократическая партия, вообще враждебная
Афинам. В 450 - 49 г. произошли смуты в Мелете; в 440 г. восстал Самос,
бывший автономным союзником и имевший сильный флот. В восстании приняла
участие и Византия. П., разбив самосский флот у Трагии, осадил Самос; не
смотря на применение усовершенствованных орудий, прошло около 9 мес.
прежде чем Самос сдался, обязавшись выдать флот, срыть стены, дать
заложников и уплатить контрибуцию. Пока Афинам не грозил внешний враг,
они могли справляться с недовольными союзниками; опасность увеличилась,
когда началась пелопонесская война. Когда Керкира, вступившая в
столкновение с Коринфом, обратилась в Афины, ища там союза, то П.
склонил афинян в пользу этого союза, в виду того, что Керкира обладала
сильным флотом и занимала важное географическое положение на пути в
Италию. До тех пор старавшийся сохранить мир, П. высказался теперь в
народном собрании против требований спартанцев , видя в них лишь предлог
к заранее решенному разрыву. Он старался ободрить афинян, указывая на их
богатые денежные средства и сильный флот; он предостерегал лишь от
рискованных предприятий, и согласно его совету афиняне дали ответ,
сводившийся к тому, что "сами они войны не начнут, но с тем, кто начнет
ее, будут сражаться". К общим соображениям в пользу войны у П. могли
присоединяться и мотивы личные: положение его начинало колебаться;
против него была крайняя демократическая парт; враги, не смея еще
нападать на него самого, преследовали процессами его друзей -
Анаксагора, Фидия, Аспазию. П. мог надеяться, что война отвлечет
внимание от внутренней борьбы, заставит умолкнуть мелкие интриги и
раздоры, даст почувствовать всю необходимость его для государства.
Первый год войны закончился торжественным погребением павших в бою
воинов, при чем П. произнес знаменитую речь, приводимую Фукидидом и
являющуюся, быть может, больше произведением самого историка - речь, в
которой прославлялась и идеализировалась афинская демократия. На
следующий год, когда в Афинах появилась чума, положение П. было тяжелое.
Предпринятая под его начальством экспедиция к берегам Пелопоннеса не
имела существенного результата; подавленные бедствиями афиняне
негодовали на него, винили во всех несчастиях и готовы были просить мира
у Спарты. Перикл созвал народное собрание и убеждал не падать духом,
терпеливо переносить невзгоды и прервать переговоры со Спартой. Афиняне
последовали совету П., но недовольство не прекратилось. Он не был избран
вновь в стратеги и, с целью окончательно уничтожить его влияние, был
даже обвинен в растрате денег и приговорен к штрафу. Правда, вскоре П.
опять был призван к государственной деятельности, но прежнее влияние к
нему не возвратилось; силы "его падали, и осенью 429 г. он умер. Главные
источники: Плутарх, Фукидид (кн. I - II), Аристотель ("Афинская
Полития", гл. 26 - 28). Монографии: Ad. Schmidt, "Das perikleische
Zeitalter" (1877 - 89); Oncken, "Athen und Hellas" (т. I, 1865);
Pflugk-Harttung, "Pericles als Feldherr" (1884); Filleul, "Histoire du
siecle de Pericles" (1873); Abbot, "Pericles and the golden age of
Athens" (1891); П. И. Люперсольский, "Очерк госуд. деятельности и
частной жизни П." ("Известия Ист.Фил. Инст. в Неж.", 1877); В. Бузескул,
"П." (Харьк., 1889). Сын П., также П., был одним из афинских
стратегов-победителей при Аргинузах (406); в числе других осужден на
казнь после этой победы .
В Бузескуль.
|