Патрология (от pathrV и logoV) - учение об отцах церкви. Теперь П.
часто отожествляют с патристикой: сочинения, имеющие характер и
содержание последней, называются П. (напр. "Patrologie" Мёлера и
"Palrologie" Альцога), и наоборот. Прежде патристикой называлось полное
систематическое изложение учения святых отцов, и она являлась наукою
богословскою, П. же имела главным предметом биографические и
критико-библиографические исследования об отцах церкви и их творениях, а
также издания текста этих творений, что относило ее в область церковной
истории или истории литературы. В этом смысле П. имеет развившуюся на
пространстве веков громадную литературу. Зачатки ее находятся уже в
"Церковной истории" Евсевия Кесарийского, в которой сообщаются
эпизодически сведения о сочинениях многих отцов церкви и церковных
писателей. Первым специальным сочин. по П. было: "De viris illustribus"
Иеронима Стридонского, доведенное до Златоуста и для церкви христианской
сделавшее тоже самое, что сделали Светоний и Плутарх для мира
языческого. Оно написано с целью полемики против Порфирия, Юлиана и
Цельса, утверждавших, что церковь состоит лишь из невежд. Оно было
переведено на греч. язык и еще в древности было известно и на Востоке.
Геннадий, пресвитер массилийский (490), продолжил сочинение Иеронима до
конца V века, а Исидор Севильский - до 610 г.; Ильдефонс Толедский
снабдил его дополнительными примечаниями. На Востоке патриарх Фотий
(890) в своей "Библиотеке" или "muriobiblion" дает уже не один перечень,
но и критику святоотеческих творений, с обширными выдержками более
замечательных мест и из сочинений дотоле неизвестных, даже языческих.
Затем заслуживают упоминания из западных писателей Гонорий Отенский и
Зигеберт Камбрейсий, давшие, в начале XII века, несколько дополнительных
замечаний к предыдущим сочинениям. В 1492 г. Иоанн Триттенгейм, аббат
спангеймский, издал сочинение: "De scriptoribus ecclesiasticis. Оберт
Myrec дополнил его. Все исчисленные сочинения собраны в одно издание
Альбертом Фабицием (Гамбург; 1718 г.). Семнадцатый век открывает новую
эру в П. В область ее вводится критика и с этого времени она принимает
характер научный. В 1613 г. Роберт Беллармин издал сочинение: "De
scriptoribus ecclesiasticis". В 1633 г. явилось издание Галлуа (Pierre
Halloix): "Illuslrium ecclesiae orientalis scriptorum qui sanctitate et
eruditione floruerunt" (Дуэ). Бенедиктинец Николай Нурри в 1703 - 1715
гг. издал в Лионе ряд ученых диссертаций об отцах четырех первых веков и
их учении: "Apparatus ad bibliothecam maximam veterum patrum et
antiquorum scriptorum ecclesiasticorum". Еллий Дюпен в 47 томах издал
"Nouvelle bibliotheque des auteurs ecclesiastiques" (П., 1686 - 1711).
Более прагматич. изложение патрологич. материала дал Дом Геми Селлье, в
"Histoire generale des anteurs sacres et ecclesiastiques" (Париж, 1729 -
1763; в 1860 - 1865 гг. это сочинение, исправленное и дополненное,
корпорацией католических богословов, издано вновь). К этому сочинению,
как необходимому для патрологов и в настоящее время пособию, следует
присоединить Тильемона ("Memoires pour servir a l'histoire
ecclesiastique des six premiers siecles", П., 1693). В XVIII в. для П.
наступает период монографий. В 1789 - 99 гг. бенедиктинец Люмпер издал
прагматический курс П. : "Histoire theologique et critique de la vie,
des ecrits et de la doctrine des ss. Peres et d'autres ecrivains
ecclesiastiques", ограничивающийся лишь тремя первыми веками. Бюсс в
1828 г. издал "Esquisse de l'histoire de la litterature chretienne" (до
XV в.). Все это - труды католиков; протестанты игнорировали эту область;
лишь W. Cave, в 1677 г., издал "Scriptorum ecclesiasticorum historia
Iitteraria" (Жен. 16949; Оксф., 17403; Базель, 1741 - 5) и написал
"Lives of the most eminent Fathers of the first four Centuries"
(Оксфорд, 1840). Первое из этих сочинений Т. Watton продолжил до XVII в.
Менее замечательно сочинение Казимира Oudin: "Commentarius de
scriptoribus ecclesiasticis" (1722; до IV в.). Одною из главнейших задач
патрологов было издание самых текстов творений св. отцов в подлиннике.
На первом месте между такими изданиями должен быть поставлен
"Patrologiae cursus completus" аббата Миня, состоящий из 161 тома серии
греческой и 222 томов латинской. В новейшее время в этом издании найдено
множество неисправностей и недостатков; но оно навсегда останется цепным
по обширному ученому материалу, собранному, в prolegomena, почти для
каждого отца и церковного писателя, и по массе перепечатанных в нем
лучших монографий прежнего времени. Ряд новейших изданий , по лучшим
спискам, восполняет и исправляет П. Миня. Сочинения так называемых
"мужей апостольских" изданы в 1875 г. (с открытиями Вриенния
включительно), в 1876 - 77 гг. (изд. Гебгардта, Гарнака и Цана), в 1866
- 1877 (изд. Гильгенфельдта, "Novum testamentum extra canonem") и в 1878
г. (изд. Функа). Апологеты изданы в "Corpus apologetarum" Отто (2-е изд.
1876). Апологии Кодрата и Аристида, недавно найденные, изданы
мехитаристами в 1878 г. Есть также новые издания творений отдельных св.
отцов греческих и латинских. Из старых изданий еще не потеряли вполне
значения: "Magna bibliotheca veterum Patrum" (изд. (de la Bigne, Пар.,
1575 г. и 1654 г.), "Maxima bibliotheca veterum Patrum" (Леон, 1677),
"Bibliotheca graeco-latina veterum Patrum", Галанди (1763; 380
писателей, из которых 180 нет в предыдущих изданиях). В 1880 г. изданы в
Иннсбруке "SS. Patrum opuscula selecta" (41 т.). В 1875 - 1884 гг.
кардинал Питра издал 2 тома вновь найденных им отрывков и целых
сочинений отцов II - IV в., до тех пор неизвестных. Питра насчитывает 66
церковных писателей от первых четырех веков. известных по историческим
упоминаниям, но самые сочинения которых доселе не найдены.
Кроме изданных трудов много сочинений в рукописях рассеяно в разных
библиотеках. Для обозрения их могут служить: Th. Spizel, "Les saints
arcanes des bibliotheques celebres devoiles" (1868; в этом же труде
помещены обозрение греч. рукоп. в Мюнхенской и Трирской библиотеки
Hervart'a и базельской) Ehinger'a; Th. James, "Chois de manuscrits
d'Oxford et de Cambridge" (1600); Thomassini для библиотек Падуанской
(1639) и Венецианской (1640); Barvoet - для Эскуриальской (1648);
Spannheim - для Лейденской (1674); Haeschel - для Венской (1605); Ernst
- для Медичийской во Флоренции (1641).
|