Патриархи (patriarchV - родоначальник, праотец) - так называются в
Свящ. Писании (см. напр. Деян. Апост. VII, 8, 9; Посл. к Евр. YII. 4)
благочестивые родоначальники народа Бодая (еврейского), жившие до
закона, данного на Синае, и бывшие исключительными носителями истинной
религии и связанного с нею обетования о Спасителе. Первые десять П.
(Адам, Сие, Енос, Каинан; Малелеил, Иаред, Енох, Маеусал, Ламех и Ной),
как жившие до потопа, наз. допотопными П.; все они наделены были
необычайною долговечностью и служили живыми хранителями и
истолкователями вверенного им обетования. Из П., живших после потопа,
особенно замечательны Авраам, как отец и родоначальник нового поколения
верующих, а затем Исаак, Иаков и Иосиф. Со смертью Иакова и Иосифа
оканчивается патриархальная эпоха библейской истории. Отличительною
особенностью ее является близкое и непосредственное общение П. с Богом и
управление народом на основании общепризнанных нравственных правил, еще
не соединенных в формальное законодательство (кроме первичного свода в
"Ноевых законах"). В жизни П. усматривается как бы прообразование
будущих событий. Так, соединение в Спасителе божеского и человеческого
естества изображено в лестнице, виденной Иаковом; Его страдания,
понесенные Им от своего народа, но сделавшиеся источником благословения
для всего человечества - в приключениях Иосифа; Его крестная смерть и
воскресение - в жертвоприношении Исаака. Странническая жизнь П. не
дозволяла им избрать какое-либо одно место для богослужения; время и
место для принесения жертв определялись или явлениями Божьими, или
какими-либо особыми знаками небесного благоволения. Ознаменованное таким
образом мес. то богослужения и созданный однажды жертвенник навсегда
пользовались особенным уважением и обыкновенно избирались П. для новых
жертвоприношений. такими местами богослужения были гора Mopиa, дубрава
Мамре. Вефиль, Вирсавия и др. В среде П. все обетования передавались по
праву первородства, получаемому чрез особое благословение; охранялась
святость брака и отвергалось всякое смешение с идолопоклонниками (Быт.
XXXIV, 7, 13, 31; ХХХVIII 24; XXVI, 34, 35; XXVII, 46). Почтительное
повиновение родителям считалось главнейшею добродетелью. Семейная жизнь
отличалась первобытною простотою; брак заключался с благословения и
указания родителей; известны, однако, примеры своевольных браков (напр.
женитьба Исава), ведших к семейным раздорам и недовольству. В Mиpских
делах господствовала патриархальная форма правления: власть
сосредоточивалась в руках главы семейства или рода, патриарха; он
распоряжался судьбою своих детей и домочадцев, производил суд и
расправу, имел право жизни и смерти (Быт. Л. ХХXVIII, 24) и в случае
внешней опасности являлся полководцем (как напр. Авраам); за которым
признавалось право войны и мира. Все эти права и обязанности не имели
еще вполне определившегося характера и вытекали лишь из естественного
положения отца, обязанного заботиться о защите и благосостоянии своего
рода. См. А. П. Лопухин, "Руководство к библейской истории Ветхого
Завета" (СПб., 1888); его же, "Библейская история при свете новейших
исследований и открытий" (Ветхий Завет; СПб., 25 1839); А. Лебедев.
ветхозаветное вероучение во времена патриархов" (СПб., 1886).
|