Пастораль I. Пастораль или пастушеская поэзия - так наз. особый вид
поэзии, где в качестве героев выступают пастухи и пастушки. Древнейшим
образчиком П. считаются идиллии греческого поэта Феокрита, жившего в III
в. до Р. Хр. Пасторальная тенденция, т. е, желание противопоставить
шумную и суетную жизнь больших городов простой и близкой: к природе
жизни пастухов, пробивается однако, у Феокрита довольно слабо; он
изображает своих героев людьми грубыми и необразованными, а жизнь их -
исполненной лишений и далеко не завидной. Феокриту подражали греческие
поэты александрийской эпохи Бион и Мосх и римский поэт Виргилий, эклоги
которого проникнуты не только пасторальной, но и политической
тенденцией: главной их целью было прославление Августа. К I в. по Р. Хр,
относится новелла греческого софиста и философа Дюна Хризостома. Хотя в
этой новелле действующими лицами являются не пастухи, а охотники, тем не
менее пасторальная тенденция выступает весьма ярко. Автор показывает,
что деревенские бедняки не только счастливее, но и щедрее, добрее к
ближнему, чем утопающие в роскоши городские богачи. Под влиянием новеллы
Диона был написан знаменитый пастушеский любовный роман "Дафнис и Хлоя",
приписываемый греческому писателю IV в. по Р. Хр. Лонгу. Древнейший
памятник пасторальной поэзии на Западе Европы - "Амето", Боккаччио
(1340); это нечто среднее между романом и драмой. Элемент античный -
нимфы, дриады, поэтические состязания пастухов и т. п. - сливается здесь
с элементом христианско-аллегорическим, возникшим под влиянием Данте и
превратившим здоровую юношескую любовь Амето в идеальное поклонение и
спиритуалистический восторг. Хотя в Амето описывается быть пастухов и
охотников, но простая жизнь не противополагается жизни искусственной,
городской. Наоборот, пасторальная тенденция сквозит в каждой строчке
"Аркадии" Саннацаро (1541). Автор откровенно высказывает ее в
предисловии, уверяя читателей, что лесные птицы, щебечущие в тени
зеленых листьев, более пленяют наш слух, чем их городские сестры,
сидящие в раззолоченных клетках, что простые напевы пастухов бесконечно
выше торжественных песен, которые раздаются в королевских дворцах и т.
д. Саннацаро ведет рассказ от своего имени и повествует, как, гонимый
несчастной любовью, он удалился в Аркадию и нашел, на вершине горы
Партения, прелестную долину, куда ежедневно сходились окрестные пастухи,
упражнялись в стрельбе из лука, в метании копья, пели, танцевали, а по
праздникам устраивали между собой поэтические состязания. Описание этих
развлечений и составляет содержание и главный интерес романа. Разговоры
пастухов слишком утонченны и совершенно не соответствуют их простому
быту: они кажутся не настоящими пастухами, а переодетыми в платье
пастухов дилетантами пастушеской жизни. Не смотря на это, "Аркадия"
имела громадный успех, выдержала в Италии, в продолжение XVI в, около 60
изданий и была переведена на многие европейские языки. Ее очень хорошо
знал Шекспир, заимствовавший оттуда имя Офелии. В Италии влияние Аркадии
особенно заметно в двух драматических пасторалях: "Aminta", Торквато
Тассо (1583 г.) и "Pastor Fido", Гварини (1590 г.); в Испании "Аркадия"
послужила образцом самому популярному пастушескому роману - "Диане"
Монтемайора. Под влиянием "Аркадии" и "Дианы" с одной стороны и
рыцарских романов Артурова цикла с другой написал свою "Аркадию" (1580)
Сидней. Его поэма сделалась любимой книгой мечтательных душ, искавших в
ней забвения от земных страданий. Карл I, перед казнью, почти не
выпускал из рук книги Сиднея и любил читать своим приближенным
поэтическую молитву заключенной в темницу Памелы, несчастья которой
напоминали ему его собственные. "Аркадия" Сиднея была родоначальницей
пастушеского романа в Англии и вдохновила собой пастушеские романы Грина
и Лоджа, послужившие источником для Шекспира; из ее заимствовал Шекспир
эпизод о Глостере и его сыновьях в "Короле Лире". Одному месту в
"Аркадии", заключающему себе характеристику завистливого человека,
подражал Ричард Стиль в своем известном эпизоде о "Зависти"; несчастья
Памелы и самое ее имя были перенесены Ричардсоном в его знаменитый роман
"Памела". В 1610 г. вышел в свет вдохновленный "Дианой" Монтемайора
лучший из французских пастушеских романов - "Астрея", Оноре д'Юрфе.
Успех этого романа был колоссальный: в пастухах и пастушках "Астреи"
узнавало себя тогдашнее французское образованное общество. Когда в 1616
г. вышла вторая часть романа, а в 1619 г. третья, слава автора шла все
crescendo. Имя главного героя "Астреи", Селадона, сделалось
нарицательным именем нежного и послушного любовника. Некоторые
восторженные поклонники "Астреи" доходили до того, что нарочно
отправлялись в Форез - место действия романа - и доставляли себе
наслаждение прочесть его среди той самой обстановки, которая вдохновляла
автора. Слава "Астреи" не ограничивалась одной Францией: в 1624 г.
д'Юрфе получил из Германии послание, подписанное 12 немецкими принцами и
принцессами, которые приняли имена героев и героинь "Астреи", устроили
на манер собраний, описанных в романе, Академию истинных любовников и
просили автора принять в этой академию имя Селадона, так как никто из
них не чувствовал себя достойным носить его. В XVII в. пастушеский роман
во Франции сменяется романом героическим и реально-бытовым, а пастораль
ищет себе убежища в драме. В XVIII в. пастушеский род поэзии падает во
всей Европе; за исключением идиллий "Цюрихского Феокрита", Гесснера,
нашедших свой отголосок во Франции, и некоторых стихотворений Андрэ
Шенье нет ничего в этом роде, что можно было бы поставить выше
посредственности. В XIX в., когда поэзия, помимо художественности, стала
ставить себе широкие общественные задачи, пастораль не только выходит из
моды, но и совершенно прекращает свое существование.
Литератора. Fontenelle, "Discours sur la nature de l'Eglogue" (П.,
l688); Villemain, "Tableau de la Littеrature аu XVIII Siecle";
Saint-Mare Girardin, "Cours de la Litterature Dramatique" (Lecon
XLII-LIV); Rohde, "Der Griechische Roman" (Лпц., 1876); Кирпичников,
"Греческий роман в новой литературе" (Харьков. 1876); Dunlop, "History
of prose Fiction" (новое изд. Вильсона, Л., 1888); Гаспари, "История
итальянской литературы" (рус. перев., т. 2-й. М., 1887); Тикнор,
"История испанской литературы" (рус. перевод, т. I и II); Windisclield,
"Die Englische Hirtendichtung von 1579-1625" (Гейдельберг, 1895).
Н. Стороженко.
II. Пастораль (pastorale франц. и итал., пастушеский, сельский) - в
музыке так называются сочинения мирного, идиллического характера. Сюда
относятся, напр.: а) пасторальная музыка - небольшая пьеска
преимущественно в 6/8, 9/8; b) пастушеская веселая песня (pastorello);
с) танец, похожий на musette или siciliano, но только в более медленном
темпе; d) небольшая опера, пантомима или балет, где главными
действующими лицами являются пастухи или пастушки; наконец, е) симфония,
в которой изображается сельская жизнь, природа, напр. шестая
(пасторальная) симфония Бетховена.
|