Папирус (истор.). - В древности П. встречался в Египте очень часто;
на барельефах он представляет обыкновенно растение болот и служил гербом
Дельты. Впоследствии его культура стала монополией; его разводили на
немногих местах, желая поднять еще более и без того высокую цену. П. мог
расти только у стоячих вод; мало помалу он исчез из Египта. П. служил
для самых разнообразных целей. Мягкие части доставляли сладкий сок,
нижнюю часть жарили и употребляли в пищу; молодые экземпляры шли в пищу
целиком; корень служил горючим материалом, удобным для плавления меди и
железа; из коры делали сандалии, волокна шли для тканей всякого рода,
ценившихся выше льняных: из связанных стволов приготовляли двухместные
челноки для рыбной и птичьей ловли и даже иногда большие суда (Лепсиус:
"Denkm."; Плиний, говорит, что на одном таком судне доехали до Цейлона).
Особенно важно было употребление П. в качестве письменного материала.
Сердцевину, толщиной в кисть руки, разрезали на продольные полосы,
которые плотно укладывали на гладкую доску; поперек, под прямым углом,
клался другой слой сердцевины; затем все это клалось под пресс и
высушивалось на солнце. Получалась прочная длинная страница
светло-желтого цвета, если П. был молод, или темно-желтого, если он был
стар; последний сорт предпочитался египтянами, первый был в употреблении
в римское время. Страницы склеивались в длину и свертывались в свитки, а
не сшивались в виде книг. Таким образом получались иногда чрезвычайно
дивные полосы, доходящие до десятков метров (напр. так наз. великий П.
Harris в Лондоне, состоящий из 71 стр.). Строки шли по узкой части, но в
официальных документах, написанных демотическим письмом, мы находим и
продольные строки во всю длину свитка, доходящие до нескольких метров.
Употребление П. в качестве писчего материала было известно египтянам еще
во времена древнего царства; памятники этой эпохи еще не изданы. Большой
известностью пользуются П. среднего царства: так называемые путешествие
Синухи в берлинском музее, "История крестьянина" в Лондоне, "Приключение
на Змеином о-ве" в Эрмитаже и др. От времен нового царства дошло до нас
множество П. самого разнообразного содержания. Весьма интересны школьные
тетради писцов (П. Sallier и Anastasi), судебные акты (П. Abbot, Lee,
Rollin и др.), сказки (П. Оrbiney, Harris 500 и др.), письма чиновников
и официальные бумаги, молитвы богам и другие религиозные тексты,
особенно Книги мертвых. Со времен XXV династии кроме П., написанных, как
и раньше, иератическими письменами, начинают все более и более
приобретать права гражданства и демотические. От позднейших эпох Египта
осталась масса греческих, коптских, арамейских и арабских П., рассеянных
по всем музеям и коллекциям. Находят египетские П. большей частью при
мумиях, нередко, в особых футлярах.
Издания египетских П: "Select papyri in the bieratic сharakter from
the collections of British Museum" (Л., 1842-60); Mariette, "Les papyr.
du musee de Boulaq" (П., 1872-77); Pieyte-Rossi, "Le papyrus de Turin"
(Лейден, 1869-76); Leemans, "Aegypt. Monument. van bet Leiden" (Лебден,
1839 Сл.); Maspero, "Memoires sur quelques papyr, du Lonvre" (П., 1875);
Ebers-Stern, "Papyros Ebers"; Erman, "Die Marchen des Papyr. Westcar"
(B., 1890); Chabas, "Le papyr. magique Harris" (Шалон yа Саоне, 1860);
Birch, "Facsimile of an hieratic papyr. of the reign of Ramses III" (Л.,
1876); Deveria, "Le papyr. judiciaire de Turin" (П., 1868); Hess, "Der
demot. Roman von Stne" (Лпц., 1888); "Der gnostische Papyr. von London"
(Фрейбург, 1892); Revillout, "Chrestomathie demotique" (П., 1880) и мн.
др.
Б. T.
|