Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром;
на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - все
и o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношении
единства к множественности, бесконечного к конечному, с которой
приходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном мире
явлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство и
бесконечность. Единство системы не есть только субъективное требование
ума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идея
бесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечных
предметов, прежде всего - в форме безграничного пространства и
бесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов и
составляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, но
в общем можно различить две главных тенденции: первая заставляет
исчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественного
бытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единство
разлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеет
некоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, как
религиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которыми
П. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Они
согласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир,
ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, но
понятием мира не исчерпывается содержание Бога.
Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в их
изложение. Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы,
Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большую
склонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первой
пантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, что
рационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который в
полном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, а
именно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которой
восточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношении
особенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить туже
пантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система на
христианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "De
divisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствии
источником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П.
получает большое распространение: главный представитель его - Джордано
Бруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти)
Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась под
сильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названа
пантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. от
П. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию,
первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека в
материализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабые
стороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека в
объяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного,
не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он старается
избежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительных
мировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великая
привлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - если
она сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентном
сознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере,
трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые из
них вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенных
возражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точки
зрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и о
всякой другой системе? Наиболее глубокое объяснение свободы мы находим
именно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторые
возражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением,
которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали и
упрекают в материализме, который действительно можно найти при
одностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называет
П. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себе
противоречие - но он же признает и значение учения en cai pan. В
известном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальное
определение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечто
неизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии;
он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу в
положительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богом
или нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается в
невозможности для нее построить нравственную систему. Добро и зло
оказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественная
природа; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрения
трудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указывают
в П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точки
зрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я",
но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp.
Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines qui
tendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophie
religieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinen
verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б.,
1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d.
Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P."
(Вюрцб., 1884).
Э. P.
|