Пан (Pan) - древнегреческий бог, аркадийского происхождения. По
гомеровскому гимну, П. считается сыном Гермеса и дочери Дриона. Он
родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по
рождении стал прыгать и смеяться. Испуганная необычайной наружностью и
характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи
шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно
Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его П., так как
он доставил в всем (paV=весь) великую радость. П. был богом-покровителем
стад (слово Pan в связи с Paw - пасти). Роскошные долины и рощи Аркадии
- царство П., где он резвится в кругу веселых нимф. Под его флейту или
сирингу устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. В
полдень, утомившись от занятий, П. засыпает и с ним засыпает вся природа
под знойными лучами: это затишье считалось священным и ни один пастух не
осмеливался нарушить его игрой на свирели из боязни потревожить сон
бога-покровителя. Когда горная тишина нарушалась отзвуками или криками,
суеверие приписывало эти звуки П.: отсюда страх, который испытывает
человек, слыша неизвестно откуда идущие звуки среди тишины, наз.
паническим. Это представление выразилось в сказании о любви П. и нимфы
Эхо. П. считался также богом зарождающегося света, при восходе солнца. К
этому представлению относится также миф о любви его к Селене, которую он
расположил к себе тем, что дал ей часть своих стад. Как бог, исполненный
природного вдохновения, он был богом - предсказателем; в Аркадии
находился его оракул, жрицей которого была Эрато. Хорошо знакомый со
всеми тропинками и дорогами своей страны, он считался богом-проводником,
(enodioV, pompaioV), как Аполлон и Гермес; он указывал путь на суше и на
море, усмиряя морские волны звуками своей флейты. Ему были посвящены
горы, пещеры, дубы и сосны, а также черепахи. Как бог, любивший
уединение и свободную природу, П. не был городским божеством, и только
по случайным поводам его почитали памятниками в городах. Так, в Афинах
был посвящен ему грот на акрополе в память поражения персов, на которых
будто П. навел (панический) ужас во время сражения. Позднее, вследствие
оргиастических свойств его характера, культ его соединился с культом
великой матери и Диониса. В Лидии П. был отожествлен с Марсием и
считался учителем Олимпа. Как похотливый и задорный товарищ менад, нимф
и гермафродитов, он, подобно сатирам, был олицетворением чувственной
любви; поэтому в позднейшей литературе и искусстве он изображается как
спутник Афродиты и соперник Эрота. Кроме П., индивидуального божества
природы, были еще существа демонического характера, называвшиеся PaneV;
или Paniscoi - род леших с козлиными бородами, мучивших людей в горах и
лесах, а также посылавших тяжелые сны. Они жили среди стад и были
товарищами сатиров. Ср. W. Gebhard, "Ueber den Pankult" (1872), "Gymn.
Progr. v. Braunschweig"; P. Wetzel, "De Jove et Pane diis Arcadicis"
(1873); F. Wieseier, "De Pane et Paniscis etc." (1875); Preller,
"Griechische Mythologie" (1894, 1 т., стр. 738-747).
Н. О.
|