Памфлет (англ., от palme-feuillet - листок, который держат в руке) -
термин не вполне определенного содержания, обыкновенно обозначающий
небольшое литературное произведение публицистического и чаще всего
вызывающе-личного характера. Предмет П. - нападение на политический или
общественный строй, в его характерных явлениях или в лице его
выдающихся, всем известных представителей. В противоположность сатире,
П. редко касается общего состояния нравов и не пользуется
художественными обобщениями; объект его критики - определенные, реальные
факты и люди; отвлеченная мораль сатиры сменяется в П. резко выраженным
практическим взглядом на политическую жизнь страны. В виду того, что П.
рассчитан не на избранных читателей, а на массу, изложение в нем
общедоступно, горячо и сжато. Не предполагая в читателе никаких
предварительных размышлений и сведений о данном вопросе, памфлетист
обращается только к простому здравому смыслу. Он, однако, не
рассчитывает на спокойное, объективное рассуждение публики; его цель -
общественная сенсация, беспокойство, пробуждение недовольства.
Произведение по преимуществу боевое, созданное в минуту и для целей
политической борьбы, П. чаще всего чужд соображений беспристрастия и
умеренности, не считает нужным щадить врага и следует правилу: на войне
все средства хороши. Но П. резко отличается от пасквиля как своей
основной целью, так и тем, что касается не личной жизни известного лица,
а общественной стороны его деятельности. Краткость - настолько
характерная, хотя и внешняя черта П., что произведение размерами больше
брошюры уже не носит названия П. На незначительные размеры П. указывает
также его немецкое название Flugschrift, т. е. летучий листок. В
политической истории Запада П. занимает видное и своеобразное место; ему
посвящали свое перо самые выдающиеся представители воинствующей
литературы. Число их значительно умножилось бы, если бы стали известны
авторы многих замечательных П., скрывшиеся, по понятным причинам, под
анонимами и псевдонимами. Мощное развитие литература П. получает в эпоху
Возрождения, когда так наз. инвективы были лучшим оружием в руках
гуманистов, явившись также прототипом новой публицистики. Достаточно
назвать такие образцы П. этого времени, как "Похвала глупости" Эразма
Роттердамского и "Epistolae obscurorum virorum" позднее - "Lettres
provinciales" Паскаля. К П. прибегали такие представители новых течений,
как Петрарка, Поджио и Балла в Италии, Вимифелинг. Пиркгеймер, Гуттен,
Меланхтон и сам Лютер в Германии. В Англии литература П. развивается
особенно в бурную эпоху XVII-XVIII ст., когда их писали Мильтон, Свифт,
Даниель Дефо, Борк и анонимный автор знаменитых "Писем Юниуса". Вся
политическая история Франции находит в себе яркое выражение в богатейшей
литературе П., от Рабле, Скалигера, Этьена Доле в эпоху Возрождения,
"Менипповой сатиры", во время лиги, "мазаринад" во время фронды до
"короля памфлетистов" Вольтера и публицистов революции - Сийеса, Камилла
Демулена, Мирабо. Реставрация нашла своего памфлетиста в лице классика
политического П. Поля-Луи Курье (по-русски "Сочинения", изд. Пантелеева,
Спб., 1897), монархия Луи Филиппа - в лице де Корменена, вторая империя
и третья республика - в лице Рошфора. По истории франц. П. см. Leber,
"Les Pamphlets de Francois I а Louis XIV" (П., 1834). Классическая
страна П. - Германия, где главным образом вследствие цензурного гнета,
долга тяготевшего над повременной печатью, вопросы дня издавна
обсуждались в отдельных летучих листках и брошюрах (Берне и "Молодая
Германия"). В итал. литературе нового времени замечательны П. Джусти и
Леопарди. В России, при отсутствии политической жизни, почти отсутствует
литература памфлетов. Форма брошюры вообще у нас не популярна и
сколько-нибудь влиятельные писатели редко прибегают к ней, предпочитая
вести проповедь своих идей путем журнальных статей. Некоторые образцы
подпольных П. XVIII в. см. в ст. Н. П. Лыжина, "Два П. времен Анны
Иоанновны" ("Изв. II отдел. Имп. Акд. Наук", 1858, VII).
Ар. Г-д.
|