Палладио (Андреа Palladio, 1508-80) - знаменитый итал. архитектор
последней поры эпохи Возрождения. В своих постройках отличался
гениальной трактовкой архитектурных форм древнеримского зодчества и
искусством соблюдать гармонию в распределении частей сооружения. Главной
ареной деятельности П. был его родной город, Виченца. Здесь находится
одно из его первых по времени произведений - базилика, начатая
постройкой в 1549 г. и заменившая собой старую городскую ратушу. Это
грандиозное здание построено из мрамора, в стиле Возрождения; в нижнем
его этаже находятся помещения для магазинов, а в верхнем - обширный зал
заседаний городского совета. Самым лучшим из дворцов, выстроенных П.,
следует считать палаццо-Чьерегати (ок. 1566), в котором оба этажа
украшены полуколоннами мягкой, изящной формы. В настоящее время в этом
здании помещается городской музей. Меньшими достоинствами отличаются:
палаццо-Тьене, в котором художник чересчур гнался за грандиозностью,
палаццо-Барбарано (1570), обремененный излишними украшениями, и
палаццо-Вальморано (1566); страдающий изысканной эффектностью. Из прочих
произведений П. в Виченце замечательны: Олимпийский театр, сооруженный в
стиле древнеримских театров, видоизмененном сообразно вкусу эпохи
Возрождения, и находящаяся за городом так наз. Ротонда - купальное
здание, обставленное четырьмя ионическими портиками. Кроме Виченцы, П.
трудился в Венеции, где под конец своей жизни состоял архитектором
республики. Из его венецианских построек заслуживают быть упомянутыми
церкви Спасителя (li Redentore, 1576) и С.-Джорджо-Маджоре, внешняя
отделка которой была окончена уже по смерти П. архитектором Скамоцци, а
также недостроенный клуатр монастыря делла-Карита. Еще более, чем
практической строительной деятельностью, П. прославился своим главным
литературным трудом, весьма ценившимся долгое время трактатом об
архитектуре ( "Qaatro libri dell'architectura", 4 т., 1776-83). О жизни
и трудах этого художника писали Томазо Теменца (1762), Антонио Магрини
(1845), Дзанелла (1880), Л. Феррари (1880) и Барикелла (1880).
|