Паллада Афина (PallaV, ўAJhna, ўAJhnaia, ўAJhnaih, ўAJhnaa, ўAJanaa,
ўAJhnh, ўAJana, ўAsana) - древнегреческая богиня, принадлежала к числу
верховных божеств и почиталась на всем протяжении древнеэллинского мира.
В Аркадии (ўAJhna ўAlea), в Беотии (ўItwnia PallaV), в Аттике, Элиде,
Ахее, Лаконии, на берегах Малой Азии, на островах Эгейского моря, в
Ливии, Италии. Сицилии ей поклонялись, как строгой воинственной
благодетельной богине, символизируя в ее нумене физические и этические
представления. Двойное имя богини встречается нераздельно лишь у Гомера
и Гезиода, причем название П. имеет предикативное значение и является
символом потрясающей мощи (pallw=потрясаю) божества. Что касается имени
Афина, то одни производят его от корня aiJ (гореть) и видят в нем символ
света, а другие от корня aJ (anJoV=цветок) и объясняют его в смысле
девственной свежести расцвета. От этого последнего имени произошли
названия гл. города Аттики - AJhnai (и других 8 городов того же имени) и
народа AJhnaioi. Афина символизирует собой ясность эфира, небесную силу,
управляющую молнией.
Литература. С. O. Muller, "De Minervae Poliadis Sacris et aede in
arce Athenarum" (1820); С. F. Hermann, "De Graeca Minerva" (1837); T.
Benizelus, "De Minerva Areia" (1855); Weicker, "Griechische Gotterlehre"
(1857-62, 3 т.); Paschke, "De Minerva, qualem Homeirus finxerit" (1857);
В. Doerdelmann, "Minerva couiuncta cum diis marinis" (1861); F. Hammer,
"Qualem Minervarn finxerit Homerus" (1861); Bernouilli, "Ueber die
Minervenstatuen" (1867); Bock, "Ueber den Mythus d. Pallas Athena"
(1872); Kekule, "Die Entstehung der Gotterideale d. Griech. Kunst"
(Штуттг., 1877); F. A. Voigt, "Beitrage zur Mythologie d. Ares u. d.
Athena" (1881); С. Bruchmann, "De Apolline et Graeca Minerva deis
medicis" (1895); Decharme, "Mythologie de la Grece" (H., 1886); Preller,
"Griechische Mythologie" (1894, l т.); Usener, "Gotlernamen" (Бонн,
1896).
Н. О.
|