Остракизм (ostrakismoV, ostrakojoria) - был введен в Афинах Клисфеном
как мера против сторонников низвергнутой тирании, которых в городе
оставалось еще много, а главным образом против Пизистратида Гиппарха,
сына Харма, который в 496 г. был выбран в архонты, а в 488 г. был первой
жертвой Клисфенова нововведения. Значение этой меры заключалось в том,
что граждане, выдававшиеся над прочими и тем самым угрожавшие принципу
равенства, изгонялись на время из государства, при чем изгнание это
продолжалось столько времени, сколько считалось нужным в видах
угрожавшей опасности (обыкновенно - 10 лет). Подобные меры применялись
также в Аргосе, Мегаре, Сиракузах, Милете и Ефесе. Процесс этого
народного суда состоял в следующем. Ежегодно во время главного народного
собрания опрашивали народ, желает ли он кого-нибудь осудить О. причем
выступали ораторы и говорили за и против. Если народ решал прибегнуть к
О., то назначался для этого день. Всякий обладавший правом подачи голоса
гражданин писал на черепке (ostraco) имя того гражданина, который, по
его убеждению, опасен для народа. Черепки складывались в урны и потом
разбирались членами совета и архонтами. Если какой-нибудь гражданин
осуждался по крайней мере 6000 голосов, то он должен был не позже 10
дней оставить город. Иногда цель О. не достигалась. Так, Никий и
Алкивиад были предположены к изгнанию; тогда они заставили своих
приверженцев написать на черепках имя демагога Гипербола, Клеонова
преемника, и достигли того, что вместо них изгнан был Гипербол, ничем не
заслуживший подобной чести. С этих пор институт О. существовал лишь
формально, а на деле применялись другие меры, напр. привлечение к суду,
штрафы, конфискация имущества и даже смертная казнь. Изгнанные О. не
лишались прав гражданства и собственности; по истечении срока изгнания
они вновь вступали в обладание своим имуществом, которое, за время их
отсутствия, должно было оставаться неприкосновенным. Бывали случаи
(напр. перед нашествием Ксеркса), когда изгнанному О. позволялось на
время вернуться на родину; для этого требовалось народное постановление,
принятое по крайней мере 6000 голосов. Случаев применения О. было
немного; к числу изгнанных О. принадлежали: Мегакл (487), Ксантипп
(468), Андротион, Аристид, Каллий, Дамон (учитель Перикла), Менон. В
Сиракузах вместо черепков употребляли оливковые листья - petaia, почему
и самое изгнание называлось petaismox. Ср. Gilbert, "The Constitutional
antiquities of Sparta and Athens" (Л., 1895); Schoemann, "Griechische
Altertumer" (Б., 1894); Lugebil, "Ueber das Wesen und die historische
Bedeutung des Ostracismus in Athen" ("Jahrbucher f. class. Philol.",
Suppi., IV, стр. 135, 1860); Valeton, "De Ostracismo" (журнал
"Mnemosyne", т. XV, 1887); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. 1,
1897).
Н. О.
|