Осирис или Озирис (ўOsiriV) - наиболее популярное египетское
божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом в трактате: "De
lside" и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических
текстах. Популярность О. объясняется, главным образом, его отношением к
загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут),
О., по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей
сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения.
Заметив, что их подданные, не смотря на продолжительные царствования
предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, О. и
Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили
города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным
образом Тот - олицетворенная премудрость. Затем О. предпринял поход в
Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний. После
победоносного возвращения О., брат и противник его, Сет, принес на пир
прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он
придется. Таким образом удалось заключить в него О. и бросит ящик в Нил,
который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ; там
выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал
одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец
явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом
открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом О., который и отнесла в
Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать
почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу; поэтому
большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или
одного из его членов. Это известие, вероятно, более позднего
происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий;
весьма многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и
отожествлены с О. - напр. "великий бог, предводитель западных" (т. е.
покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом
находившийся у них реликварий с головой О., с незапамятных времен
привлекавший богомольцев; отсюда Манефон выводит Начало египетской
монархии. Уже в текстах пирамид, где миф О. и его цикла оказывается
сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство
мертвых, О. Сделался богом преисподней и загробным судьей, каковым он и
выступает в Книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число
его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом
случае нарицательным ("Осирис NN правогласый"= тоже, что у нас "покойный
NN"). Осирис является добрым началом (отсюда его эпитет "Уннофру" =
Онуфрий = благой) и первым человеком; миф его объяснял происхождение зла
и смерти, а также борьбу плодородия - с разрушением, Нила - с пустыней.
Отсюда сопоставление О. с Гани, богом Нила, а также введение его в круг
солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного
мраком, то в виде ночного светила - луны, то, наконец, в виде верховного
божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его
почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества. В честь
О. происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря;
особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из
животных О. были посвящены птица феникс и бык Апис; в форме Сераписа его
культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался О. в виде мумии, с
различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях
масса его бронзовых статуэток; весьма часты его изображения,
заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на
троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, О. изображался иногда с ее
диском на голове и назывался в таком случае "ОсирисИах" (месяц). Лучшее
изд. Трактата Плутарха "De lside" - Parthey (Б., 1850). См. Letebure,
"Le mythe Osirien" (Пlap.,1875); Brugsch, "Das Osiris-Mysterium von
Тentyra" ("Aegypt. Z., 1881); Loret, "Les fеtes d'Osiris au mois de
Khoiak" ("Recueil", III, IV и V).
Б.Т.
|