Орфей (ўOrjeuV). - Имя О. Связано как с ранней историей греческой
литературы: в которой он занимает место как мифический поэт фракийского
происхождения, так и с историей греческой религии, в которой он является
установителем особого вероучения и религиозных обрядов и учредителем
секты, названной по его имени сектой орфиков. О. Считался сыном
фракийского царя Эагра, бога реки, и музы Каллиопы; жил в до гомеровскую
эпоху. Его лира издавала такие чудные звуки, что дикие звери выходили из
своих логовищ и следовали за ним; деревья и скалы сдвигались со своих
мест, чтобы послушать его дивную игру. Из мифологических сказании об О.
Особенным распространением пользовался миф о спуске певца в подземное
царство за женой своей Евридикой ("KatabasiV eiV Aidou" - Стихотворение,
приписывавшееся Геродику Перинфскому, по другим Продику; в римской
литературе прекрасные поэтические изложения этой легенды у Виргилия,
"Gеorgiс.", 454-527, и у Овидия "Metamorph", X, 1-85). Окончательно
потеряв Евридику, О. Влачил жизнь в одиночестве, чуждаясь женщин или, по
некоторым сказаниям, перенеся свою любовь на юношей.. По сказаниям
позднейших мифографов, О. Участвовал в экспедиции аргонавтов в Колхиду;
при звуках его лиры море не шумело; двигавшиеся симплегады остановились
на, месте, чтобы пропустить корабль Арго, и с тех пор остались
прикованными на своих местах; благодаря его игре был усыплен дракон,
стороживший золотое руно в Колхиде, и выполнена трудная задача
аргонавтов - достать это руно. По некоторым сказаниям, О. Был сыном
Аполлона (Pind. Pyth.IV, 176-177), его учеником и учредителем в честь
его культа. По одним сказаниям, О. умер от тоски по Евридике; его могилу
подзывали в Пиерии, возле Пимплейского источника; фракийцы рассказывали,
что соловьи, свившие гнезда возле могилы О., Пели приятней и громче
прочих соловьев. По другому сказанию, О. Был растерзан менадами или за
непочтение к культу Вакха; или за ревность к памяти Евридики. Овидий
рассказывает (Metam. XII, l-66), что менады, убив О. Своими тирсами,
растерзали его труп, раскидали части его по долине Гебра, а голову и
лиру бросили в реку, которая вынесла останки певца в море и принесла к
Лесбосу; здесь, в Антиссе, был поставлен в память О. жертвенник.
Это сказание аллегорично изображает переход первоначальной фракийской
поэзии на Лесбос и острова Эгейского моря. Есть еще предание, вероятно
сложенное орфиками, что О. Был убит молнией Зевса за то, что открыл
людям священные таинства. В этом сказании слышится отклик мифа о
Прометее; О. Является здесь создателем особой религии и провозвестником
учения и мистерий Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии
считались Филаммон, Фамприд, Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков
и орфического учения, О. - Эпоним мифического певца. Распространившийся
в первых десятилетиях VI в. Тайный культ Диониса вызвал целую
литературу, произведения которой составителями сборников при Писистрате
были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в
действительное существование О., Как автора этих произведений, глубоко
укоренилась в секте орфиков; трезвое мнение Аристотеля, что О. Никогда
не существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в
Афинах при Писистрате, считался автором орфических стихотворений, напр.
teletai (религиозные таинства) и titanograjia, вероятно тождественного с
Jeogonia, и редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали
Орфей Кротонский и Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из
Южной Италии, а также тот факт, что некоторые орфические стихотворения
приписывались южноитальянским и сицилийским авторам (Kerkwy, TimoklhV,
NikiaV, OrjeuV, KrotwniathV и др.), Свидетельствуют о том, что
орфическое учение было известно в конце VI в. В Южной Италии, где в это
время господствовал пифагореизм. Взаимное влияние пифагореизма и орфизма
несомненно, особенно в вопросе о переселении душ. Вероятно, Ономакрит
воспользовался готовым учением секты, сложившимся в Италии, и перенес
его в Афины (см. E. Rohde, "Psyche", стр. 400). Учение орфиков проводило
обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с идеями душевного
очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно представляло
собой практическую мораль, с целым катихизисом правил и установлений.
Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная по
Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, при чем утрачена вся
целостность образов греческой религии: орфические боги - скорее
отвлеченные понятия. В орфической теогонии господствует тенденция
привести политеизм к монотеизму или так назыв. Теокразия; орфики
признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея. Это учение было
выражено в орфической поэме Qeogonia, которую отожествляют с поэмой
ieroi logoi , в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и
феогонии вкратце следующее. Праначало мира (cronoV, Aiwn) породило из
себя хаос и эфир, от которых произошло мировое серебряное яйцо. Когда
яйцо это лопнуло, из него появился перворожденный (prwtogonoV) бог
FanhV, называвшийся еще MhtiV, ўEriV, ўHrikapatoV, и заключавший в себе
семя всех богов. Из половинок яйца образовались земля и небо. FanhV был
гермафродитом и имел головы и аттрибуты различных животных. От него
произошла Ехидна или Ночь, а от ее - Уран и Гея. Дальнейшая феогония
идет по Гезиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел Престолом, он
поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей, произвел
всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился
Дионис Загрей, которому Зевс Доверил управление миром. Титаны, враги
Зевса, растерзали Загрея, принявшего, во время преследования имя, форму
быка. Афна спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил
его и вновь произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея.
Этиологически это сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом
растерзания быка в дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и
перенесенных в Афины. В этом сказании выразилась идея, что единое,
благодаря злому началу (титаны), раздроблено на множество вещей, но
снова приведено к единому. Когда Дионис Загрей был возрожден к жизни,
титаны были уничтожены и из праха их произведен человеческий род. С этих
пор начинается мировой период. Так как человек создан из злого начала,
то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет, он должен
очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об
обязанностях, целях и судьбах человека, ищущего очищения, и говорит,
главным образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле,
испытывает рабство; она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее,
должна пройти длинный путь освобождения. Естественная смерть, перенося
на время душу из царства жизни в подземное царство, освобождает ее лишь
на время. Душе предстоит пройти еще долгий "круг необходимости", путем
переселения в другие тела, чтобы, наконец, "освободиться от круга и
вздохнуть от зла". Это освобож дение приносит 0. И его вакхические
посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь, полна
аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела.
Временное существование по смерти проходит для посвященных (osioi) в
обществе богов, за вечными пирами (sumposia osiwn, meJh aivnioV), между
тем как непосвященные пребывают в грязи (borboroV), а презрители культа
испытывают несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле,
однако, есть еще возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря
подвигам потомков, которые могут искупить грехи предков. По окончании
этого временного заточения в подземном царстве душа поднимается к свету
и входит в новое тело, чтобы продолжать путь освобождения: в этих
бесконечных переходах - наказание грешника. Если, наконец, душа
очистилась, то она выходит из цепи земного бытия - а это, по учению
орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от
греха, должна победить смерть, а так как на земле - царство смерти, то
чистой душе суждено переселиться в царство богов, на луну и звезды.
Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев,
среди которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был
распространен аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу
мясо, бобы, носить иные одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные
покровы. Кровавые жертвы были исключены из культа. Литература орфиков
получила особое распространение в III-IV вв. По Р. Хр., Когда язычество,
борясь с христианством, черпало в ней для себя вдохновение и
доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм: ўOrjika
или Ta eiV ўOrjea anajeromena. Сюда вошли, между прочим 1) мифолог.
Эпопея ўArgonautika, в 1384 гексаметра, относящаяся к позднейшему
времени греческой литературы, 2) LiJika - теургический эпос в 768 стих.,
в котором О. рассказывает Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней.
3) ўЎmnoi (числом 88) - литургические стихотворения, обращенные к
различным божествам и олицетворенным силам природы. Остальные сочинения
орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых из них имеют
особое значение; так, напр., Стихотворение krathr (чаша) озаглавлено так
для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира подобно
смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны
также заглавия ПeploV(одежда), diktuon (сеть). Орфические поэмы читались
публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и
Гезиода; некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на
мистериях во Флиунте и Элевзине. Много занимались их исследованием и
собиранием александрийские ученые.
Литература. Hermann, "Orphica" (Лпц., 1805); Tyrwhitt, "Lithica" (Л.,
1781); Mullach, "Fragm. Philos. Сrаес." (II., Didot, 1860, т. L, 166):
Abel, "Orphica et Procli hymn." (Прага, 1885); его же, "Orphei Lithica"
(1881); Lobeck, "Aglaophamus sive de theologiae mysticae Graecorum
Causis" (Кенигсб., 1829; капитальное сочинение); Schuster, "De veteris
Orphicae theogoniae indole atque origine" (Лпц. У 1869); Buchsenschutlz,
"De hymnis Orphicis" дисс. 1851); Cron, "De Orpheo" (1839); Goettling,
"De Ericapaeo Oi'phicorum numine" (Иена, 1862); Kern, "De Orphei,
Epimeuidis, Pherecydis theogoniis quaestiones criticae" (Б., 1888);
Luebbert, "De Pindaro theologiae Orphicae censore" (1888); Susemihl, "De
Theogoniae Orphicae forma antiquissima" (1891); Riese, "Orpheus etc."
("Neue Jahrhucher fur Philologie", 4 вып., Т. CXV); Zeller, "Die
Philosophie der Griechen" (1892, т. L); Rohde, "Psyche, Seeleocult und
Unslerblichkeitsglaube der Griechen" (Фрейбург, 1890-94, стр. 395-428),
Christ, "Geschichte der Griechischen litteratur" (Мюнхен, 1890);
Croiset, "Histoire de la litterature Grecque" (т. II, стр. 446-454);
Kuhnert, "Orpheus in der Unterwelt" ("Philol.", LIV, 2 p., 193-204);
Maass, "Orpheus. Untersuchungen zur Griechischen, Romischen,
Altchristlichen Jenseitsdichlung u. Religion" (Мюнх., 1895); Holwerda
"De theogonia Orphica" ("Mnemosyne", XXII); Martigny, "La presentation
d'Orphee sur le monuments chretiens" (П., 1875).
Н. О.
|