Ореховка, кедровка (Nucifraga caryocatactes Bris.) - птица из
семейства вороновых (Corvidae). Признаки рода Nucifraga: клюв длиннее
плюсны, с угловатыми при основании краями; в длинных острых крыльях 4-ое
и 5-е маховое самые длинные; хвост округленный, гораздо короче тела,
прикрыть крыльями не более как до половины, клюв и ноги черные.
Несколько видов, водящихся в палеарктической области. О.
шоколадно-бурого цвета с белыми пятнами, за исключением темени и
затылка, где пятен нет; хвост черный с белым концом, маховые черные.
Длина 36 стм., хвост 12 стм. В качестве гнездящейся птицы живет в горных
лесах средней Европы, в Скандинавии и северной лесной полосе Европейской
и Азиатской России до Тянь-Шаня и Японии. Во время вывода птенцов
держится в глухих лесах и очень осторожна. Гнездо строится на ветвях
хвойных деревьев из покрытых лишаями сучьев, веточек, мха, травы и т.
п.; кладка состоит из 3-5, реже до 7 голубовато-белых или
желтовато-белых яиц с оливково-бурыми и фиолетово-серыми пятнами. После
вывода птенцов О. переселяются в менее глухие места, а с наступлением
осени совершают перекочевки, часто приближаясь к человеческим жилищам; в
некоторые годы они появляются громадными массами и переселяются очень
далеко. Пища их состоит из семян различных хвойных деревьев, особенно
кедров, также из орехов, различных других семян, ягод, насекомых и их
личинок, иногда и из мелких позвоночных.
Н. Кн Орешник или лещина (Corylus L.) - род из группы Coryleae,
входящий в состав сем. плюсконосных (Cupuliferae). Некоторые ботаники
возводят Coryleae, к которым, кроме Corylus L. относятся еще 3 рода:
Ostrya Scop., Ostryopsis DC. и Carрinus L. (граб) в самостоятельное
семейство - лещиновых (Corylaceae). Лещины - кустарники или небольшие
деревья, с круглыми или широкоовальными, довольно большими листьями.
Цветы однополые, однодомные, Мужские - собрано густыми цилиндрическими
сережками, располагающимися на коротких веточках, развиваются еще
осенью, перезимовывают и распускаются рано весной до появления листьев.
Они сидят по одиночке в пазухах прицветников-чешуй; околоцветника не
имеют совершенно и снабжены лишь двумя чешуйками. Тычинок 4 - иногда они
раздвоены, как у обыкновенного О. или лещины, так сильно, что кажется
будто их 8. Пыльники на верхушке имеют пучок волосков. Женские цветы
собраны соцветиями в виде почек и сидят по два в пазухах прицветников.
Каждый женский цветок имеет очень слабо развитый околоцветник. Завязь
нижняя, двугнездая, с одним яичком (семяпочкой) в каждом гнезде; столбик
очень короткий с двумя рыльцами, в виде красных ниточек, которые весной
высовываются из почки - соцветия. Вследствие недоразвития одного яичка,
плод получается односемянный с деревянистым окодоплодником - всем
известный орех. Каждый орех окружен трубчатым надрезанным покровом, так
наз. плюской (cupula), произошедшей из прицветника и двух прицветничков
(предлистий) женского цветка. Семя без белка, с толстыми, богатыми
маслом семядолями, которые при проростании семени остаются в земле.
Известны 7 видов О., которые широко распространены в умеренных странах
северного полушария, из них 2 - североамериканских, остальные
принадлежат Старому Свету. - О, обыкновенный или лещина (Corylus
Avellana L.) - высокий кустарник, с серой корой на ветвях и с
железисто-шершавыми молодыми веточками; листья у него очередные,
короткочерешчатые, округло-обратно-яйцевидные, снизу пушистые; плюска
немного длиннее ореха, наверху раскрытая. Растет в лесах и между
кустарниками. Цветет на Ю в феврале, около Петербурга в конце апреля или
начале мая. Орехи созревают в сентябре или октябре. Существует множество
разновидностей, возникших в культуре. Обыкновенный О. распространен
почти по всей Европе. В Норвегии он доходит до 66°, затем северная
граница его распространения спускается в юго-вост. направлении - идет
через южную Финляндию, Петербургскую, Вологодскую, Вятскую и Пермскую
губ. до 57° сев. шир. Южная граница его проходит через Армению, Малую
Азию, Алжир и Испанию. С. Colurna L. (mypeцкий или медвежий О.) -
небольшое дерево с длинно-черешчатыми листьями; плюска двойная
(двурядная), гораздо длиннее ореха. Дико растет в Закавказье, Малой Азии
и на Гималаях. С. tnbulosa Wild., Ламбертов О. - родом из Южной Европы
С. americana L. встречается на Востоке С. - А. Соед. Шт. и в Канаде, а С
heterophylla Fisch. - в Даурии, Амурской обл. и Японии. Подробн. см.
F.Goescke, "Die Haselnuss, inre Arten und Kultur" (1887, подробное
описание сортов О. и их культуры, с 76 табл.); L. Dippel, "Handbuch der
Laubholzkunde"(2-й т.,1892); более кратко у И. П. Бородина,
"Дендрология" (лекции, 1885).
Г.Н.
Оpиeнтирование - определение стран света или горизонта (от Orient -
восток). Простейшим инструментом для О. в незнакомой местности служит
компас. Компас с разделенным горизонтальным кругом и прямолинейным краем
коробки называется оринтир-буссолью, которая употребляется для О.
мензульной доски. Если дано направление на известный предмет, то О.
может быть произведено и по этому предмету; такой способ точнее, потому
что О. по компасу делается вообще грубо (до 1/4°) и при том требует
знания склонения магнитной стрелки для точки наблюдения в данное время.
Под ориентировочными предметами разумеют предметы, легко бросающиеся в
глаза на местности, каковы отдельные здания, одиноко стоящие деревья,
столбы, кучи камней и т. п. Если подобные предметы изображены на плане,
то на нем легко ориентироваться. т. е. определять на местности точку,
указанную на плане и обратно находить на плане место стояния.
В. В. В.
О. у древних народов. Следы сознательного употребления О. при
сооружении построек, состоящие в сообщении последним определенного
направления от одной из главных стран горизонта к другой, археологи
находят уже в отдаленную эпоху свайных построек. У египтян О. при
сооружении храмов было не только обусловлено строгими законоположениями,
но и успело уже к известным нам эпохам приобрести мифическую окраску.
Определение юго-сев. линии или меридиана, закладываемого храма
производилось иногда самим царем. В надписи одного из храмов от лица
царя, при котором он был построен, говорится: "Взяв деревянный колышек и
ручку колотушки; я держу веревку вместе с богиней Сафех (богиня
библиотек и повелительница закладки зданий). Мой взор следит за
движением звезд. Как только мой глаз достигнет созвездия Большой
Медведицы и пройдет назначенное мне число часов, я поставлю на угловую
точку твоего Божьего дома". Помещенный под этими словами рисунок
изображает царя и стоящую против него богиню Сафех вбивающими в землю по
длинному колышку помощью находящейся у каждого в правой руке дубины. В
действительности место богини Сафех занимал, конечно, один из
гарпедонаптов (в переводе "натягивающий веревку"), членов класса
египетской жреческой касты, специальностью которого были между прочим
все знания, относящиеся к построению храмов. После определения
северо-южной линии с помощью наблюдения над появлением созвездия Большой
Медведицы направление перпендикулярной к ней востоко-западной линии
могло быть уже найдено всяким плотником с помощью простого инструмента,
который употребляется в плотничном ремесле и в новейшее время. Проверка
правильности построения перпендикуляра при сооружении храмов могла быть
производима гарпедонаптами с помощью прямоугольного треугольника,
имеющего стороны, пропорциональные числам 3, 4, 5. В дошедших до нас
памятниках древней греческой литературы не содержится описаний способов
О., употребляемых греками. Для ознакомления с ними, хотя и из вторых
рук, мы должны обратиться к литературе римлян. Восточно-западная и
юго-северная линии назывались у римских писателей соответственно
decimanus и cardo. Проводили их при закладке храмов и обыкновенных
зданий жрецы авгуры. Произведенные в недавнее время исследования над
направлением этих линий показали; что иногда они значительно отклонялись
от определенных астрономически истинных направлений. Способов построения
восточнозападной линии, употребляемых римлянами и описанных жившим около
100 г. по Р. Хр. римским землемером Гигинусом, было три, но один из них,
как требующий основательного знания стереометрии, мог перейти от греков
к римлянам только незадолго до времени жизни самого Гигинуса и потому
едва ли пользовался скольконибудь значительным распространением. Из
остальных двух древнейший и более простой состоял в визировании с
помощью землемерного инструмента или громы точки горизонта, в которой
восходило солнце. Линии визироваяния принималась за восточно-западную
линию. Другой более сложный способ пользовался прибором (sciotherum),
состоявшим из вертикального стержня, установленного на гладкой
горизонтальной подставке, в плоскости которой около основания стержня,
как около центра, описывался круг радиусом,. меньшим длины наибольшей
отбрасываемой стержнем тени. Направление восточно-западной линии на этом
приборе выражалось прямой линией, соединяющей две точки круга, с
которыми до и после полудня совпадал конец тени стержня. Можно думать,
что к употреблению первого способа Италия пришла самостоятельно, а не
заимствовала его от греков. Если принять во внимание описание второго
способа, находящееся в сочинении Витрувия, около 15 г. до Р. Хр., а с
другой - его близость к солнечным часам, появившимся в Риме не позже 263
г. до Р. Хр.; то придется заключить, что он был введен в Риме задолго до
Гигинуса, хотя и едва ли ранее 250 г. После проведения восточно-западной
линии авгуры проводили перпендикулярную к ней юго-северную с помощью
составляющих главную часть названной выше громы двух прикрепленных друг
к другу под прямым углом линеек. Построением этих линий должны были
заниматься также и римские землемеры; потому что у римлян земельные
участки, для какой бы цели они не отмежевывались, всегда должны были
иметь форму прямоугольников со сторонами, параллельными
восточно-западной и юго-северной линиям. Более чем какой-нибудь из
известных нам древних народов заботились о точности производимого с
религиозными целями О. - индусы. По их верованиям, приносящий жертву
только тогда мог рассчитывать на принятие ее божеством, когда, при
построении жертвенника ребра его были строго перпендикулярны к смежным с
ним и когда не существовало никакой ошибки в 0. по указанным в законе
странам горизонта. Определение восточнозападной линии у индусов
производилось по способу, совпадающему со вторым из описанных выше двух,
употребляемых римлянами. Построения прямого угла при какойнибудь из
точек восточно-западной линии производилось следующим образом. По
направлению восточно-западной линии протягивалась веревка длиной в 36
падас, каждый из двух концов которой отмечался вбитым в землю колышком.
К колышкам прикреплялись концы другой веревки, которая при общей длине в
54 падас была разделена узлом на части в 15 и 39 падас. Если, взявшись
за этот узел, держать веревку на земле в натянутом состоянии, то меньшая
часть ее составит с восточнозападной линией прямой угол. У соседних с
индусами китайцев способ определения восточно-западной линии или, по
выражению одного древнего китайского математического сочинения (Tcheou
pei), точек востока и запада почти вполне совпадал с Индусским, чего,
однако же, далеко нельзя сказать об определении югосеверной линии или
точек юга и севера. Точки востока и запада обозначались у китайцев
концами теней, отбрасываемых вертикальным шестом при восходе и заходе
солнца. В то же время точки севера и юга указывались концами прямой,
происшедшей от соединения основания шеста с серединой прямой,
соединяющей концы отбрасываемых теней. Таковы были раскрытые новейшими
исследованиями способы О. в древности.
В. В. Бобынин.
|