Ореол (латинск, aureolus, итальянск. aureola, франц. aurеole) -
золоченый или золотистого цвета диск, которым живописцы (а на Западе
Европы иногда и скульпторы) окружают или увенчивают головы изображаемых
ими святых, эмблематически обозначая через то их небесную славу. В
русском языке слову этому равносильно "сияние". В христианскую
иконографию О. перешел из искусства античного мира, которое снабжало им
олицетворения богов и героев, происходящих от Юпитера. У христианских
художников О. был в начале атрибутом изображений только самого
Спасителя, но потом они стали придавать его также ликам Богородицы,
апостолов, ангелов и святых, даже символическим предметам христианского
культа.
Л. С - в.
Оpecт (OresthV) - сын Агамемнона и Клитемнестры. Матереубийство,
совершенное О. в отмщение за насильственную смерть отца, его душевные
муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания вины -
все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии.
Трилогия Эсхила ("Агамемнон", "Несущие возлияние девушки" и "Евмениды")
носит название Орестии. Преследуемый призраком убитой матери и гонимый
фуриями, О. Эсхилу, находит примирение с совестью и с богинями мщения
только при участии богов - Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила
господствующая мысль - неизбежность божеского возмездия за преступления.
В трагедии Софокла "Електра" О. является убежденным в правоте своего
дела карателем Клитемнестры и Эгисеа, за невинно погибшего героя
Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У Еврипида, в трагедии
"Орест", центр тяжести переносится в сферу душевных состояний,
непосредственно следующих за погребением убитой матери. О. бессилен
освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен;
"подобные ночи три женщины", его преследующие, представляются самому
герою голосом возмущенной совести; он шесть дней не принимает пищи, не
обмывает тела; временами сознание О. проясняется, и он плачет; при
малейшем напоминании о матереубийстве он испытывает тревогу, видит
грозные призраки, верит в их реальность; в такие моменты он заклинает
Електру не выпускать на него женщин с кровавыми глазами, с змеями в
волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из фурий, требует
лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных Эринний. Только сон,
чуткий и тревожный, приносит О. кратковременное успокоение. Он убежден,
что пожирающая его болезнь - не более, как муки совести; он умоляет
Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры,
Тиндарея, в нем пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец,
за которого он мстил, заклинал бы его, если б мог, не убивать матери.
Сам акт матереубийства, как он изображен Еврипидом в трагедии "Електра",
совершен Орестом против воли, по настоянию сестры; он вонзил нож в
материнскую грудь закрыв лицо плащом, подталкиваемый Електрой, в укоряет
сестру за то, что она принудила его совершить такое злодеяние. В конце
трагедии Диокуры осуждают божество за его поведение, обращенное к детям
Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют ответственным за
все случившееся. Судьба О. послужила сюжетом нескольких новейших
трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и др.). Ср. Раtin,
"Etudes sur les tragiques grecs" (II и III); Мищенко, "Опыт по истории
рационализма в древн. Греции" (R., 1881).
Ф. Мищенко.
|