Оргии (orgiaa ta). - Так назывались в древнегреческой религии
богослужения в честь Деметры (в Гомеровском гимне богиня обещает научить
людей священнодействиям: orgia dўauth egvn upouhdomai). Термин О., в
приложении к культу Деметры - синоним другого более распространенного
термина, мистерии, а также третьего термина, teleth. Позднее, когда
культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще распространились
тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры установилось
название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться
экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об
индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и
принесли с собой оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в
отрывках (fr. 2, 3 по изд. Аренса) Эсхиловской трагедии Hownoi (2-я
пьеса из тетралогии Lukourgia) и в дошедшей до нас трагедии Еврипида
Bakcai. Дионис азиатских легенд - не аттический бог винограда, а
женственное божество, символ чистого, беззаветного восторга, очищающего
человеческую душу. Греческие женщины и вообще греки приняли новый культ
с восторгом, учредив в честь бога ночные О. на Кифероне и Парнасе, в
Коринфе, Мегаре, Аргосе и т. д. Женщины. участвовавшие в оргиях
(MainadeV, QuiadeV, Bakcai, Lhnai), увенчивали себе голову плющом,
дубовыми и тисовыми (smilax) листьями, набрасывали на плечи оленью
шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге
носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному
покою и оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы О. были таинством, к
которому допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было
очищение души религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует
opгаистический культ Диониса Еврипид, в своей трагедии "Вакханки".
Вакховы О. существовали и в Риме (так наз. Bacchanalia), но, вследствие
их крайней распущенности, были запрещены в 186 г. до рождества Христова.
|