Орган (organum - лат., organo - итал., Urgel - нем., orgue - франц.,
organ - англ.) - большой музыкальный духовой хроматический клавишный
инструмент с мехами, трубами, трубками (металлическими, деревянными, без
язычков и с язычками) различных тембров. По звуковому богатству и обилию
музыкальных средств О. занимает первое место между всеми инструментами и
считается царем инструментов. Вследствие своей выразительности, он давно
сделался достоянием церкви. Зародыш О. можно видеть в флейте Пана
(Syrinx), а также в волынке (Sackpfeite). Евреи применяли при
богослужениях род О. - магрефа; у греков было тоже нечто в роде О.
(Hydraulikon). У римлян был комнатный О. (Hydraulis). Изображение этого
инструмента имеется на одной монете или жетоне времен Нерона. О, больших
размеров появились в IV ст., более или менее усовершенствованные О. - в
VII и VIII ст. Папа Виталиан (VII ст.) ввел О. в католическую церковь. В
VIII стол. Византия славилась своими О. Искусство строить О. развилось и
в Италии, откуда в IX ст. они выписывались во Францию. Позднее это
искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное
распространение О. начинает получать в XIV ст. В 1470 г. немец Бернгардт
в Венеции ввел в О. педаль, т. е. клавиатуру для ног. Старинные О., в
сравнении с современными, были грубой работы; ручная клавиатура, напр.,
состояла из клавиш шириной от 5 до 7 дм. Расстояние между клавишами было
в пол-дюйма. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками. В
XVI и XVII ст. уменьшены клавиши и увеличено число трубок. В настоящее
время наиболее знаменитым строителем О. считается Вилькер в
Лудвигсбурге. Об О. писали: Bedos de Celles; "L'art du facteur d'orgues"
(1766 - 78); Antony, "Geschichtliche Darstellung der Enulstehung und
vervolkommnung der O." (Мюнстер, 1332); Hopkilis, "The organ; its
history and construction" (Л., 1855); Seidel, "Die O. und ihr Bau" (4
изд., Лпц., 1887); Wangemann, "Die O. ihre Geschichte und ihr Bau" (3
изд., ib., 1887); Topfer, "Lehrbuch der Orgel baukunst" (Вена, 3 изд.
1888); Frenzel, "Die O. und ihre Meister" (Дрезд., 1894).
Усовершенствованные О. достигли огромного числа труб и трубок; напр. О.
в Париже в церкви St. Sulpice имеет 7 тыс. труб и трубок. В О. бывают
открытия с обеих сторон трубы и трубки следующих величин: в 1 фт.
(Piccolo) ноты звучат тремя октавами выше писанных, в 2 фт. - ноты
звучать двумя октавами выше писанных, в 4 фт. - ноты звучат октавой выше
писанных, в 8 фт. - ноты звучат как пишутся, в 16 фт. - ноты звучат
октавой ниже писанных, в 32 фт. - ноты звучат двумя октавами ниже
писанных. Если эти открытия трубы закрыть с одной стороны, то их звуки
понизятся на октаву. Не все О. имеют трубы больших размеров. По величине
самых больших труб в О. он получает свое название, напр. - в 4 фт.; или
в 8 фт., или в 16 фт. Клавиатур в О. бывает от 2 до 5; называются они
мануалами. Хотя каждая клавиатура О. имеет объем в 41/2 октавы, но,
благодаря трубам, звучащим на две октавы ниже или на три октавы выше
писанных нот, объем большого О. имеет 91/2 октав. Каждый набор труб
одинакового тембра составляет как бы отдельный инструмент и называется
голосом (Stimme, Jeu). Каждая из выдвигаемых или вдвигаемых кнопок или
регистров (находящихся над клавиатурой или по бокам инструмента)
приводит в действие соответствующий ряд трубок. Каждая кнопка или
регистр имеет свое название и соответствующую надпись, с обозначением
длины труб этого регистра. Название регистра и величина труб
обозначаются на нотах над тем местом, где известный регистр должен быть
применен. Регистров в О. от 5 до 100 и более. Все регистры распадаются
на две категории: 1) регистры с трубами без язычков (Jeux de fond,
Labialpfeifen J. К этой категории принадлежат регистры открытых флейт,
регистры закрытых флейт (bourdons), регистры призвуков (jeux de mutation
или mixture), в которых каждая нота имеет несколько (более слабых)
гармонических призвуков. 2) Регистры, у которых трубы с язычками (Jeux
d'anche, Rohroder Schnarrwerke). Соединение регистров обеих категорий
вместе с микстурой называется plain jeu. Клавиатуры или мануалы
расположены в О. террасой, один над другой. Кроме них существует еще
клавиатура педалей (от 5 до 30 клавиш), преимущественно для низких
звуков. Партия для рук пишется на двух системах, в ключах и , как для
фортепиано. Партию педалей пишут чаще отдельно на одном системе. На
клавиатуре педалей, называемой просто "педаль", играют обеими ногами,
пользуясь попеременно каблуком и носком. О. без педали называется
positiv, маленький переносный О. - portativ. В наиболее употребительных
церковных и концертных О. три клавиатуры для рук (мануалы) и одна для
ног. Нижний мануал - самый близкий к играющему - называется первым
мануалом (Grandorgue), следующий за ним выше - вторым мануалом (positif,
expressif), верхний мануал - третьим (recit; expressif). Облегчениями
для играющих и средством для усиления или ослабления звучности служат:
a) Coppula - механизм, с помощью которого связываются две клавиатуры,
при чем выдвинутые на них регистры действуют одновременно. Coppula дает
возможность играющему на одном мануале пользоваться выдвинутыми
регистрами другого, b) 4 под ножки над клавиатурой педалей (Pеdale de
combinaison, Tritte), из которых каждая действует на известную
определенную комбинацию регистров. с) Boite d'expressioт - прибор,
состоящий из дверец, закрывающих и открывающих все помещение с трубами
разных регистров, вследствие чего происходит crescendo и decrescendo.
Дверцы приводятся в движение подножкой (Schwelltritl). Так как регистры
в разных О. разных стран не одинаковы, то в органной партии они не
обозначаются подробно: выписывают над тем или другим местом органной
партии только мануал, обозначение труб с язычками или без них и величину
труб. Остальные подробности предоставляются исполнителю. О. соединяется
с оркестром и пением в ораториях, кантатах, псалмах, а также в опере,
преимущественно как аккомпанемент молитвы.
|