Орарь (vrarion ) - принадлежность облачения иподиакона, диакона и
архидиакона, род длинной ленты, которую первый носит крестообразно через
плечи, второй - на левом плече, а за литургией, после "Отче наш" третий
крестообразно опоясуется на левом плече, имея концы его соединенными под
правой рукой. Лишь в Воскресенском ("Новый Иерусалим") монастыре дьякон
носит О. по подобию архидьякона, как это практикуется в Иерусалиме. -
Первоначально, в древней церкви, О. был плат, надевавшийся на плечи и
служивший принадлежностью всех христиан во время молитвы, как подражание
еврейскому обычаю пользоваться во время молитвы покрывалом; это
доказывается сличением изображения Захарии, отца Предтечи (в "менологии"
Василия), с фресковым изображением ап. Петра и Павла в Риме.
Предполагают, что эта именно одежда разумеется в апокалипсисе, когда
говорится о старцах, молитвенно простершихся перед Агнцем и имевших на
себе ризы белы. В относящихся сюда художественных изображениях в римских
катакомбах эта одежда представлена покрывающей не только плечи, но и
руки; такой вид имели молящиеся в древности и у язычников (как видно из
свидетельств Овидия и Плавта, а также из изображения, в Ватикане,
гаваонитских послов, упоминаемых книгой Судей). Неизвестно, когда именно
О. сделался облачением исключительно священнослужителей; в этом качестве
он упоминается уже у древнейших писателей, под именем то oraium, то
stola. Первоначально в мире языческом orarium употреблялся в смысле
sudarium, strophium, linteolum, т. е. в смысле ручного платка. Св.
Амвросий упоминает об О. в этом же смысле, когда говорит, что христиане
его времени клали О. на могилы Гервагия и Протасия, через что эти О.
получали целебную силу. Во времена гонений христиане напояли О. кровью
мучеников, чтобы эта святыня не оставалась на земле (Понтий, в биографии
Киприана). Само слово О., по толкованию Вальсамона и Властаря,
происходит от sraw - video, observo - и свидетельствует о том, что лица,
имевшие О., были обязаны наблюдать за ходом богослужения и указывать,
что должен был делать, в тот или другой момент его, присутствовавший в
церкви народ. Другие производят wrarion от vra - хранение, попечение (о
душах верующих). Западные археологи, останавливаясь на латин. слове
orariumi, производя его от orare - молиться. Четвертый толедский собор,
Беда Достопочтенный, Рабан Мавр и др. производят orarium от oro в смысле
говорить, проповедывать, предполагая, что О. составлял принадлежность
священнослужителей, как церковных учителей.
Н. Б - в.
Оpaтория (oratorium, лат., oratorio итал.) - духовная музыкальная
драма на сюжет из Св. Писания, с пением соло и хора под инструментальный
аккомпанемент. О. зародилась в конгрегации ораториан. Собрания их, в
которых пелись "Laudes spiriluales". происходили в отдельном помещении
при церкви, называвшемся oratorium. Это название перешло и на музыку,
исполнявшуюся в этом помещении. О. развилась одновременно с оперой и
была задумана в виде противовеса последней, с ее нехристианскими
сюжетами; но главное назначение О. - не сцена, а эстрада. Старейшей О.
считается "Rappresentazione di anima е di согро", Эмилио дель Кавалиере
(1660). Выдающимися композиторами в области старинной О. были Лео и
Гассе. Старинная О. делилась на две части, в отличие от оперы,
делившейся на три акта. Хоровая часть в О. имела большое значение, хотя
допускалось и пение соло. О. давали именно в те дни, когда оперные
представления были запрещены. О. получила новый характер при Генделе ;
не говоря уже о внешней форме (деление на три части), в особенности
увеличилось число арий. Духовные музыкальнодраматические произведения
Шютца и И С. Баха, возникшие в протестантской церкви, не схожи по форме
с О., возникшей в церкви католической, но тем не менее многие их
называют О. К авторам О. относятся еще Граун, Эмануил Бах, Моцарт,
Гайдн, Бетховен, Мендельсон, Рубинштейн и др. В позднейшее время явилось
название светской О., напр. музыкально-драматические произведения
Шумана, не предназначенные для сцены ("Странствование розы", "Рай и
Пери"). В настоящее время О. удалилась от своего первообраза и понятия о
ней стали неопределенными. Cм. Bohme, "Geschichte des O."(1887);
Kretzschmar "Fuhrer durch den Konzertsaal"(1890) Н.С.
|