Оптимизм (от лат. optimas - наилучший) - воззрение, по которому
существующий есть лучший из возможных и все в нем совершающее ведет к
добру. Принципиально О. требуется учением о Боге, как Всеблагом,
Премудром и Всемогущем Творце и Промыслителе мира. Доказать О. с этой
точки зрения составляет особую задачу оправдания Божества или Теодеции:
самый значительный образчик такого исследования дан в известном
сочинении Лейбница. Главная трудность задачи состоит в фактическом
существовании зла и страдания в мире, что дает видимую основу для
противоположного О. Сама возможность оценки мира в смысле добра и зла
предполагает утверждение за человеческой личностью и ее сознанием
принципиального значения в жизни вселенной, - признание, что мир имеет
цель, и что эта цель человек. Поэтому в воззрениях натуралистических, не
придающих такого значения человеку, и тем более в воззрениях, отрицающих
в мире всякую целесообразность (механический материализм), спор между О.
и пессимизмом не имеет никакого смысла. О. может опираться на признание
постоянного прогрессивного характера мировой жизни; но само понятие
прогресса нуждается в дальнейшем философском оправдании , которое с
известных точек зрения, напр. механической, не может быть проведено до
конца . От О., как общей теории, следует различать О. как господствующее
личное настроение ( в зависимости от свойств темперамента), побуждающее
человека видеть во всем хорошую сторону и не унывать в несчастии.
Теоретический и житейский О. далеко не всегда совпадают между собой.
|