Оперетта - небольшая опера, в которой отдельные муз. номера связаны
не речитативами, а диалогами. В О. все музыкальные номера меньше по
размеру, проще по форме и по фактуре, чем в опере. О. состоит из одного,
двух или трех актов, не более. Сюжет О. - исключительно комический. Хотя
итальянскую opera-buffa нельзя вполне считать О., но она генетически
связана с нею. Первой формой operabuffa было веселое интермеццо,
исполнявшееся между актами серьезной оперы, чтобы путем контраста
возвысить художественное действие серьезной оперы. Выдающимися
композиторами в этой области были Лагрошино, Пиччини, Галуппи,
Паизиелло, Чимароза, позднее Россини, Доницетти. Opera-buffa есть
продукт XVIII ст. После изгнания итальянской opera-buffa из Парижа, там
явилась французская оперетта: "Comedie а ariettes". Первое сочинение в
этом роде, " Les troqueurs", написал Антуан д'Оверн (1754); затем О.
писали во Франции Дуни, Филидор, Монсиньи, Гретри, д'Алейрак, Госсек,
Катель, Николо Изуар. У позднейших композиторов О. скорее переходит в
комическую оперу (Буалдьё, Адам, Мегюль, Обер). Позднейшая О. во Франции
получила у Герве, Оффенбаха, Лекока и мн. др. характер музыкальной
сатиры. В Германии О. зародилась в начале второй половины XVIII стол.
Первая О.: "Der Teufel ist los", с музыкой Штандфуса, была дана в
Лейпциге, в 1752 г. О. писал еще Адам Гиллер. В Вене О. появилась годом
раньше, чем в Лейпциге: "Der Krumme Teufel" написана Иосифом Гайдном в
1751 г. В 1768 г. Моцарт (отец) написал "Bastien und Bastienne". Для
Вены оперетты писал еще Карл Диттерс фонДиттерсдорф. В Мюнхене в этой
области действовал Винтер, в Мангейме - Гольцбауэр, в Берлине - Андре,
Иоган Шульц. Писали еще О. Цумштеег, Бенда и др. Под влиянием новейшей
франц. О. развилась новейшая немецкая, представителями которой являются
Зуппе, Иоганн Штраус, Миллекер, Целлер. В Англии во второй половине XIX
стол. О. стала пользоваться особенными симпатиями; из композиторов ее
особенно известны Сюлливан и Осмонд Карр. Хотя в Poccии иностранная О.
пользуется yспехом, но до сих пор попытки в области русской О.
оказывались ничтожными. Названиe "О." установилось в середине прошлого
столетия. К области легких сценических представлений с музыкой относится
и водевиль.
Н. С.
|