Опера (opera - итал., Орег - нем., opera - франц.) -
художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой
речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое
действие имеют преобладающее значение. Зародыш такой драматической формы
следует искать в Италии, в мистериях, т. е. духовных представлениях, в
которых эпизодически вводимая музыка стояла на низкой степени. Духовная
комедия: "Обращение св. Павла" (1480), Беверини, представляет уже более
серьезный труд, в котором музыка сопровождала действие с начала до
конца. В пол. XVI стол. большой популярностью пользовались пасторали или
пастушеские игры, в которых музыка ограничивалась хорами, в характере
мотета или мадригала. В "Anfiparnasso", Оpaцио Векки, хоровое пение за
сценой, в форме пятиголосного мадригала, служило для сопровождения игры
актеров на сцене. Эта "Commedia armonica" была дана в первый раз при
Моденском дворе в 1597 г. В конце XVI столетия попытки ввести в такие
сочинения одноголосное пение (монодию) вывели О. на тот путь, на котором
ее развитие пошло быстро вперед. Авторы этих попыток называли свои
музыкально-драматические произведения drama in musica или drama per
musica; название О. стало применяться к ним в первой половине XVII стол.
В последнее время некоторые оперные композиторы, напр. Рихард Вагнер,
опять вернулись к названию: музыкальная драма. Цель 0. - усилить и
углубить, с помощью музыки, действие драматического произведения. Хотя
музыка в О. имеет преобладающее значение, тем не менее успех ее
находится в зависимости от текста , который должен иметь интересный,
ясный сюжет, сжатую, красивую литературную форму, жизненность и
выразительность речи. Сюжет должен давать возможность к разнообразному
выбору голосов (сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, бас) и к участию
хора. Задача О. - не эффектность, а полная выразительность. О.
отклонилась от этой задачи у итальянцев в XVIII стол. и в первой
половине XIX стол.; ради эффектной вокальной виртуозности они почти
превратили О. в концерт в костюмах. В последнее время виртуозность
отступила на второй план или совсем изгнана из О., но явился другой
недостаток - слишком сильная и сложная инструментовка, заглушающая пение
и препятствующая слову, этому важному фактору в О., доходить до
слушателя с полной ясностью. В настоящее время взгляд на правильное
соотношение музыкальной формы и текста далеко еще не установился.
Большинство композиторов склоняется к системе Вагнера, придерживавшегося
в своих позднейших О. речитатива и ариозного пения; меньшинство, не
отрицая полезности этих форм, вводит в свои О. также арии и ансамбли, т.
е. номера, имеющие определенную форму. Представителями последнего
направления пользования речитативом, ариозо или округленными формами
совершенно рационально ставится в зависимость от требования текста.
Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 г. в
Венеции; ранее О. служила только для придворных развлечений. Первой
большой О. можно считать "Дафне" Пери, исполненную в 1597 г. О. скоро
распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы. В
Венеции со времени открытия публичных зрелищ в продолжение 65 лет
появилось 7 театров; для них написано разными композиторами (числом до
40) 357 О. Первыми оперными пионерами были: в Германии Шютц ("Дафне",
1627), во Франции Камбер ("La pastorale", 1647), в Англии Пypцель; в
Испании первые О. появились в начале XVIII стол.; в России Арайя первый
написал "Цефал и Прокрис" на самостоятельный русский текст (1755).
Первая русская 0., написанная в русских нравах - "Танюша или счастливая
встреча", музыка Ф. Г. Волкова (1756). Разновидности О.: большая О.
(opera seria - итал., tragedie lyrique, позднее grand-opera - франц.),
полукомическая (semiseria), комическая О. (орега-buffa - итал.,
opera-comique - франц., Spieloper - нем.), романтическая опера, на
романтический сюжет. В комической О., немецкой и французской, между
музыкальными номерами допускается диалог. Есть и серьезные О., в которые
вставлен диалог, напр. "Фиделио" Бетховена, "Медея" Керубини, "Волшебный
стрелок" Вебера. Отпрыском комической О. следует считать оперетту ,
которая получила особенное распространение во второй половине XIX стол.
О. делится на акты, картины, сцены, номера. Перед актами бывает пролог,
в конце О. - эпилог. В состав О. входят: солисты, хор, оркестр, военный
оркестр, орган, в оперную музыку - речитативы, apиозо, песни, арии,
дуэты, триo, квартеты, ансамбли и т. д., из симфонических форм-
увертюра, интродукция, антракты, пантомима, мелодрама, шествия, балетная
музыка.
Н. С.
|