Олимпийские игры (ўta ўOlumpia) - величайшие из эллинских
национальных празднеств. Они происходили в Олимпии и, по древнейшему
сказанию, возникли еще во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По
этому сказанию, Рея передала новорожденного Зевса Идейским Дактилам
(Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпии), где был уже
воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил
всех в беге и был награжден за победу венком из дикой оливы. При этом
Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5
лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев. Существовали еще и
другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие
его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком
случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным но крайней
мере в Пелопоннесе. Первый исторически факт, связанный с олимпийскими
играми - это возобновление их царем Элиды Ифитом и законодателем Спарты
Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне
(в Олимпии) еще во времена Павзания. С этого времени (по одним данным
год возобновления игр - 884, по другим - 828) промежуток между двумя
последовательными празднованиями игр составлял четыре года или
олимпиаду; но, как хронологическая эра, в истории Греции был принять 776
до Р. X. Возобновляя О. игры, Ифит установил на время их празднования
священное перемирие (ekeceiria), которое объявлялось особыми герольдами
(spoldojoroi), сперва в Элиде. затем в остальных частях Греции; месяц
перемирия назывался ieromhnia. В это время нельзя было вести войну не
только в Элиде, но и в друг. частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом
святости места, элейцы добились у Пелопоннесских областей согласия
считать Элиду страною, против которой нельзя было открывать военных
действий. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние
области. В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные
эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями.
Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли,
могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались
правом смотреть на игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число
зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались
этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, и поэты и
художники - чтобы знакомить публику с своими произведениями. От разных
государств Греции посылались на праздники особые депутаты (Jewroi),
которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания
чести своего города. Праздник происходил в первое полнолуние после
летнего солнцестояния, т. е. падал на аттический месяц Гекатомбеон, и
длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (agwn
ўOlumpiakoV, aeJlwn amillai, crisiV aeJlwn), другая часть - религиозным
обрядам (eorth), с жертвоприношениями, процессиями и общественными
пирами в честь победителей. Состязания состояли из 24 отделов; в 18
принимали взрослые, в 6 - мальчики; никогда все отделы не исполнялись
зараз. Павзаний (5, 9, 1 - 2) оставил нам следующий список состязаний:
бег на трех различных дистанциях, борьба, кулачный бой, ристания на
колесницах, запряженных четверкой или парой коней или мулами, скачки,
бег в оружии, скачки, при которых наездник должен был спрыгнуть на землю
и бежать за лошадью, состязание герольдов и трубачей. По словам
Павзания, до 472 г. все состязания происходили в один день, а позднее
были распределены на все дни праздника. Судьи, наблюдавшие за ходом
состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались ўEllanodikai;
они были назначаемы по жребию из элейцев и заведывали устройством всего
праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, еще позднее 10; с 103
олимпиады (368 г. до Р. Хр.) их было 13, по числу элейских фил, в 104-ую
олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец с 108-ой олимпиады до
Павзания их считалось 10 человек. Они носили пурпуровую одежду и имели
на стадии особые места.. Под их начальством состоял полицейский отряд
alutai, с alutarchV во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все
желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам,
что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими
предварительной подготовки (progumnasmata) И дать в том клятву перед
статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастич. учителя желающих состязаться
должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком
преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в О.
гимназии предварительно показать свое искусство перед элланодиками.
Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески
(leucwma). Перед состязанием все желающие участвовать в нем вынимали
жребий для определения порядка, в каком они будут выходить на борьбу,
после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на
состязание. Наградою за победу служил венок из дикой оливы (kotinoV);
победителя ставили на бронзовый треножник (tripoV epicalkoV) и давали
ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо чести для себя лично,
прославлял еще и свое государство, которое ему предоставляло за это
разные льготы и привилегии; с 540 г. элейцы разрешали ставить статую его
в Альтисе. По возвращении его домой, ему устраивали триумф, сочиняли в
честь его песни и награждали различными способами; в Афинах О.
победитель имел право жить на казенный счет в Пританее. См. Krause,
"Оlympia" (В., 1838); Botticher, "Olympia" (Б., 1886); Forster, "De
hellanodicis Olympicis" (Лпц., 1879); Dissen, "Ueber dieAnordnung der
Olympischen Spiele" ("Kleine Schriften"); Mommsen, "Ueber die Zeil der
Olympien" (Лпц., 1891); Forster. "Die Sieger in den Olynipischen
Sрielen"(Цвиккау, 1891 - 92); Gardner a. Jevons, "A manual of Greek
antiquities" (Л., 1895); Латышев, "Очерк греческих древностей" (ч. II,
1889).
Н. О.
|