Один - старший и высший из богов севера, олицетворение
всепроникающей, всеодухотворяющей мировой силы, сотворивший, вместе с
Вили и Вэ, вселенную, а с Лодуром и Генером - первых людей. О. называют
Альфадером, как наместника Альфадера (всеотца, отца всего) и отца богов,
и Вадьфадером, т. е. отцом павших на поле брани, а также многими другими
именами, которых насчитывается в сев. мифологии и сев. поэзии до 200. Он
представляется высоким одноглазым старцем, с длинной бородой и пытливым,
выразительным лицом; на голове у него широкополая шляпа, на плечах
полосатый плащ, в руках копье Гунгнер, всегда попадающее в цель и
наводящее непреодолимый страх на того, на кого направлено; на пальце
чудесное кольцо Дрёпнер, каждую девятую ночь отделяющее от себя, как
капли, восемь таких же колец; на каждом плече О. сидит по ворону (один
Хугин, т. е. мысль, другой Мугин, т. е. воспоминание), которые ежедневно
облетают мир и затем докладывают О. обо всем виденном; у ног его лежать
два волка, Гере и Фреке (алчный и жадный); О. отдает. им всю пищу,
которая ставится перед ним в чертогах богов. По воздуху О. переносится
на восьминогом коне Слейпнере, на зубах которого начертаны руны. Обитает
О. в светлом чертоге Валаскьяльф, восседает на золотом троне Лидскьяльф,
с которого окидывает взглядом всю вселенную. Есть у него еще особая
палата, Валгалла, в которой он пирует с эйнгериями. Питается О. одним
виноградным вином, тогда как прочие боги довольствуются медом. О. мудрее
всех богов, так как каждый день пьет из источника мудрости, охраняемого
великаном Мимером; последний взял с О. за разрешение пить из этого
источника драгоценный залог - один глаз; оттого-то О. одноглаз. О.
владеет также чудным напитком, сообщающим дар поэзии - так назыв. "медом
скальдов" - и называется "отцом поэзии"; он же изобретатель и хранитель
священных рун, покровитель истории, с богиней которой, Сагой, ведет
долгие беседы, и вообще - отец всякого знания. Имя О. сохранилось во
множестве названий местностей на севере.
П. Г - н.
|