Ода (от греч. wdh, сокращение от aoidh, песнь) - принадлежит к роду
так наз. хоровой лирики, развившейся преимущественно у дорийцев. Лирика
этого рода исполнялась танцующим хором, под аккомпанемент флейт и лир,
на общественных празднествах, преимущественно в честь богов. О. была
предназначена для большого круга слушателей и должна была отличаться
серьезным содержанием, объективностью, торжественным тоном; в этом ее
отличие от эолийской лирики, выражавшей более субъективные настроения
поэта и рассчитанной на интимный круг почитателей. Дорическая лирика
отличалась от эолийской и формою: вместо коротких, куплетных строф она
создала строфы величавые, длинные, из которых каждая распадалась на три
части (строфу, антистрофу и эпод: первые две слагались из одинакового
числа стихов, а эпод был короче), соответственно движению хора вправо,
движению влево и остановке, после которой движение возобновлялось с
новой строфы. Содержанием О. были Бог, религия, природа, искусство,
истина, отечество и тому подобные, обязательно грандиозные сюжеты. По
своему содержанию О. распадалась на собственно О., гимн и дифирамб.
Несомненно, что древнегреческая О. создалась под влиянием восточной
цивилизации. О. в виде гимна, славословящего божество - излюбленный род
древнееврейской поэзии (Давидовы псалмы в Псалтири, песнь Моисея в
Исходе, гл. 15, гимн Деворы в Книге Судей Израильских, гл. 5 и т. д.).
Греческая ода, в тесном смысле слова, предполагала, в отличие от гимна и
дифирамба, известную долю рассудочного, дидактического и философского
элемента, хотя и не может быть отнесена к роду дидактической поэзии.
Лучшими одописцами древней Эллады считаются: эолиец Алкей, наиболее
известный своими патриотическими О., воспевающими храбрость, ненависть к
тираннии, прелести свободы, горе изгнания; дориец Алкман, прославившийся
своими "парфениями" (песнями для девичьих хоров) религиозно-чувственного
содержания и хоровыми песнями, посвященными политическим событиям;
иониец Симонид, писавшим хвалебные песни в честь победителей на
общественных играх (эпиникии). Высшее развитие эти песни получили у
Пиндара (VI в. до Р. Хр.), соединившего в себе серьезность дорийской
поэзии с образностью эолийской и грацией ионийской школы. Гимны и
дифирамбы существовали и в древнейшей народной латинской поэзии, в виде
жреческих песен (песни Арвальских братьев, жрецов Салиев), но не
получили литературного развития, так как вся лирическая поэзия
последующего времени подражает греческим образцам. Пиндару подражал
Гораций, в наиболее торжественных из своих О. и в своей "Песне столетию"
(Carmen Saeculare); О. эпикурейского характера, составляющие в сборнике
Горация большинство, вызваны подражаниями Алкею, Сапфо, Анакреону и
выходят за пределы понятия О. в тесном смысле слова. Форма Горациевых О.
не столь строга и величава, как у Пиндара; его строфа обыкновенно
четверостишная (Фету было удобно переводить эти О. четверостишными
куплетами); он пользовался, большею частью, короткой строфой -
алкаической, сапфической и асклепиадской. С эпохой Ренессанса
возродилась и О.; виднейшим представителем О. в Италии в XVI - XVII вв.
был Киабрера, бросивший форму сонета, излюбленную последователями
Петрарки, и вернувшийся к строфообразному построению лирики; образцами
его были Пиндар и Гораций, и он стал основателем школы "пиндаристов".
Насадителем латинской О. во Франции явился в XVI в. Ронсар с друзьями
(так наз. "Плеядой"), сочинявший О. "горациевские", "анакреонтические",
"пиндарические" и т. п. И Kиабpepa, и Ронсар пользовались элементами
народности: Kиабpepa нашел "строфу" в народно-итальянских песнях, а
Гонсар мог найти задатки оды в отголосках творчества трубадуров,
создавших торжественную политическую песню (например на крестовые походы
- chanson d'outree). В Англии, где особенным расположением народа
пользовалась лирикоэпическая песня, воспевавшая подвиги Робина Гуда,
героическая О. возрождения получила право на существование благодаря
поэтам XVII в. Коули и в особенности Драидену. написавшему знаменитую О.
в прославление патронессы музыки, св. Цецилии - "Alexander's feast"
(положена на музыку Генделем). В XVIII в. О. получила особенно сильное
развитие во всей европейской литературе, после того как авторитет Буало
возвел подражание древнеримским формам и родам на степень высшего идеала
поэзии. Поэтические образчики придворной, льстивой О. дал еще в XVII в.
Малерб, воспевающий Людовика XIII, Ришелье и знатных гостей отеля
Рамбулье; ему случалось целый год трудиться над одной О., чтобы
достигнуть ясности, точности и виртуозности стиха. Подражателей у
Малерба было очень много; из них более известен Жан Батист Руссо.
Клопшток идеализировал упавшую было, О., наполнил ее религиозным
содержанием и усердно культивировал ее в Германии. В зап.-европейской
лирической поэзии XIX в. О. уже не играет видной роли; она оттеснена
более мелкими и популярными "песенными" формами романтиков. Великие
лирические поэты, совмещавшие в себе энтузиазм и силу фантазии с
философским образованием, прибегали, тем не менее, к О., хотя и не
держались ее традиционных метрических форм; таким образом О. писали в
Германии - Гёте, в Англии - Шелли, во Франции - Виктор Гюго, в Италии -
Манцони и т. д. Многие из этих одописцев, как романтики, тщательно
избегают устарелого "псевдоклассического" слова "О.". Масса новейших
стихотворении на случай" носят характер и строфообразное строение О. - В
русской народной поэзии характером О. отличаются так наз. "духовные
стихи" или старческие песни - поэтические думы народа о высших вопросах
жизни, а также часть обрядных песен, поскольку они касаются языческих
божеств, часть хороводных (песня Царь слава": "Слава Богу на небе" и т.
д. может служить хорошим примером народной О.). Первые попытки
искусственной О. принадлежат Кантемиру; на манер западноевропейской О.
написаны его "песни" (напр. песня "В похвалу наук", изложенная
шестистишными строфами). В более торжественном тоне (строфами по десяти
стихов), с применением всего излюбленного одописцами XVIII в.
мифологического арсенала метафор и уподоблении, написана Третьяковским
"Ода торжественная о сдаче города Гданьска, 1734" (на взятие Данцига);
стих в ней (тоничесый 4-стопный хорей) правильнее силлабических виршей
Кантемира, во содержание представляет собою лишь перепевы мотивов Буало
и Малерба. Первыми вполне литературными по форме и оригинальными по
содержанию русскими О. были О. Ломоносова, в которых, с
непосредственностью и живостью только что пробудившегося литературного
гения, выражается патриотический энтузиазм (О. в которых воспевается
Петр Вел.) или религиозно-философский пафос (О. на тему из книги Иова,
начинающаяся словами: "О ты, что в горести напрасно на Бога ропщешь,
человек!). Новую и высшую стадию в развитии русской О. представляет
собою поэтическая деятельность Державина, внесшего в содержание своей О.
необычайное разнообразие: ему одинаково удавался и простодушный,
задушевный тон реалистической О. ("Фелица", в которой Державин подражал
Горацию); и пиндарический пафос, в соединении с деистическими идеями
новой философии ("Бог"), и О. описательная ("Водопад"), и О. сатира
("Властителям и судьям"). Державинская О. "Бог" может считаться едва ли
не знаменитейшим из всех европейских произведений в этом роде: она была
переведена на множество языков. Державинский тип О. надолго стал
руководящею нормою; влияние ее на литературу продолжается до самого
Пушкина. Пушкин новыми формами романтической поэзии и всем своим
художественным реализмом окончательно вывел из моды старую О. насмешки
над которой начинаются уже со времен И. И. Дмитриева, осмеявшего
одописцев в "Чужом толке".
Вс. Ч.
|