Овсяннико-Куликовский (Дмитрий Николаевич) - историк культуры и
критик. Родился в помещичьей семье Таврической губ. в 1853 г., учился в
симферопольской гимназии и новороссийском унив. Пробыв 5 лет заграницей,
защитил в московском унив. pro venia legendi этюд: "Разбор ведийского
мифа о соколе, принесшем цветок Сомы" (М. 1882) и стал приват-доцентом в
новороссийском унив. В 1885 г. защитил в Харькове диссертацию на
магистра: "Опыт изучения вакхических культов индоевропейской древности.
Часть I. Культ божества Soma в древней Индии в эпоху вед" (Одесса,
1884). В 1887 г. защитил в новороссийском унив. диссертацию: на степень
доктора "К истории культа огня у индусов в эпоху вед" (Одесса, 1887;
излож. по франц. в "Revue de l'histoire des religions", 1889, под загл.
"Les trois feux sacres du Rig-Veda"). В же году назначен профессором в
казанский унив.; в 1888 г. переведен в харьковский унив., где преподает
сравнительную грамматику индоевропейских языков и санскрит. Состоит
редактором "Записок Имп. Харьковского Университета". Кроме названных
выше, О.-Куликовскому принадлежат еще следующие труды: "К вопросу о
"быке" в религиозных представлениях древнего Востока" (Одесса, 1885),
"Ведийские этюды. Indra-viсvacarsani" ("Журн. Мин. Нар. Пр.", 1891, №
3), "Религия индусов в эпоху вед" ("Вестник Европы", 1892, апрель - май)
"Ведийские этюды. Сыны Адити" ("Ж. М. Н.Пp.", 1892,. № 12), "Зачатки
философского сознания у древних индусов" ("Русское Богатство", 1884),
"Очерки истории мысли" ("Вопросы Философии и Психологии", 1889 и 1890),
"Лингвистика, как наука" ("Русская Мысль", 1888), "Потебня, как
языковед-мыслитель" ("Киев. Старина", 1893), "Язык и искусство" (СПб.,
1895, брошюра), "Очерки науки о языке" ("Русс. Мысль", 1896, декабрь),
"Из синтаксических наблюдений. К вопросу об употреблении индикатива в
ведийском санскрите" (сборник "Caristhria", изданный в честь проф. О. Е.
Корша, Москва, 1896), "Синтаксические наблюдения. К вопросу о составном
сказуемом" (печатается в "Журнале Мин. Народного Просвещения")
"Культурные пионеры" ("Слово", 1878 и 1880), "Самоубийцы и Нирвана"
("Слово", 1880), "Провинциальная печать" ("Слово", 1881), "Секта людей
божьих" ("Слово", 1880), "Тургенев и Толстой" ("Сев. Вестник", 1894 -
97). Статьи о Тургеневе изданы отдельно: "Этюды о творчестве И. С.
Тургенева" (Харьков, 1896). Книга о творчестве И. С. Тургенева,
прекрасно написанная, стоящая на эволюционной точке зрения, является
одною из первых попыток в нашей литературе научной критики. Лучшие ее
страницы посвящены оценке тургеневского пессимизма, выразившегося в
"Довольно". В брошюре о языке и искусстве О.Куликовский делает попытку
популяризировать современные общие положения лингвистики об участи языка
в подготовлении понятий, о значении и роли в языке художественного
образа и внешней формы. Обширная статья об А. А. Потебне, как
языковеде-мыслителе, представляет талантливую популяризацию и свод
основных положений знаменитого ученого. Филологические труды А. А.
Потебни, по содержанию и изложению, принадлежат к числу книг, трудно
читаемых и мало доступных; ясное и систематическое изложение основных их
положений в передачи О.-Куликовским делает его брошюру весьма полезной.
Н. Сумцов.
|