Обычаи - в обширном смысле всякая подробность или особенность жизни
(кроме чисто физиологической или патологической), повторяемая,
постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или
бессознательно (по привычке, преданию, и т. д, ), большей или меньшей
группой лиц или даже одним лицом, как нечто неизбежное, необходимое,
полезное или приятное. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и
народов, а у отдельного народа - об О. тех или иных его подразделений,
сословий, классов, полов, обществ, профессий, лиц, об О. религиозных,
военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных, модных и т. д.
соответственно тем категориям, на которые распадаются жизнь и быт. В
более тесном смысле О., однако, отличается от закона, обряда, моды и
означает, главным образом, такие особенности народного быта, которые,
сложившись в более или менее отдаленные времена, переходят от поколения
к поколению, как правила жизни, налагаемые силой общественного мнения и
часто продолжающие существовать и тогда, когда уже утратилось сознание
их первоначального значения и смысла. С изменением условий быта и с
распространением новых воззрений и понятий, старые О. мало помалу
приходят в упадок. перестают соблюдаться, видоизменяются или заменяются
новыми. Во всяком случае, О. руководить всеми людьми, в большей или
меньшей степени, на всех ступенях культуры, начиная с первобытной и
кончая высшими; мы встречаемся с ним как у дикарей, так и в
цивилизованных обществах. На низших стадиях культуры О. является
регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины.
"Давление со стороны общественного мнения, - замечает Тейлор, -
принуждает людей действовать согласно О., который дает правила
относительно того, что должно и чего не должно делать в большинстве
случаев жизни. Исследователи диких стран иногда слишком смело заключали,
что дикари живут без стеснений, следуя каждый своему собственному
произволу. На самом деле жизнь у дикарей на каждом шагу скована цепями
О. ". Во многих случаях очевидно, что О. возник ради блага общества или
того, что считалось благом. Например, в нецивилизованных странах вообще
считается похвальным и даже необходимым оказывать гостеприимство всем
проходящим, так как каждый знает, что когда-нибудь он сам может иметь в
том нужду. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым
охотникам пользоваться известною дичью и лучшими частями крупных зверей,
которые предоставлялись старикам. Нет сомнения, что это делалось для
общего блага, потому что опытные старики, неспособные к тягостям охоты,
могли приносить пользу племени в качестве хранителей народной мудрости и
почетных советников. Однако, при суждении об "общем благе", необходимо
иметь в виду соответственную стадию культуры и ближайшие потребности
данных условий существования. У бродячих дикарей, напр., еще и теперь
существует местами обычай убивать стариков, неспособных следовать за
племенем в его перекочевках и добывать себе пищу охотой. Предания
доказывают, что О. этот был некогда значительно распространен, даже у
предков народов, ставших впоследствии культурными. У дикарей убийство
своих сограждан есть преступление, но по отношению к рабам, детям,
дряхлым старикам оно теряет это значение, а по отношению к врагам, даже
иноплеменникам вообще, является доблестным, хотя бы это были безоружные
люди, женщины, дети. У многих дикарей считается позорным красть друг у
друга или нарушать данное слово, но похищение чего-либо у чужих
вызываете только похвалы, в особенности когда оно сопряжено с
трудностями и опасностями. Весьма распространенный на низших стадиях
культуры (а отчасти и на более высоких) О. кровной мести имел
первоначально, по мнению Тейлора, известную. разумность и пользу, так
как удерживал людей от насилия на той ступени, когда еще не существовало
особых судей и палачей. Многие О. менее культурных народов - напр. общее
владение землей, раздел продуктов охоты или имущества после смерти,
перекочевки (у скотоводов), левират, побратимство, экзо- или эндогамия,
организация каст, классов, цехов и т. д. - имели некогда важное значение
и были существенно полезны, в том или ином отношении, для племени или
его отдельных групп. Польза других обычаев не достаточно ясна, а
некоторые даже прямо вредны, но утверждение их объясняется воображаемою
их пользою или стоит в связи с общим мировоззрением и религиозными
обычаями. Таковы, напр., различные О. самоуродования и самоистязания, О.
свадебные и погребальные, празднества, имеющие характер вакханалий и
сатурналий, и т. п. С течением времени первоначальный смысл многих О.
забывается или они получают иное значение, но тем не менее народ часто
упорно их держится, чтя в них завет мудрой старины и проявление
национальной самобытности. Изучение народных обычаев, часто являющихся
пережитками отдаленного прошлого, представляет большой интерес как с
точки зрения истории культуры и этнологии, так, отчасти, я в смысле
практическом, для уяснения условий и нужд народного быта.
Д. А.
|