Объект (предмет) - соотносительно с понятием субъекта (подлежащее)
означает вообще то, что дано в познании, или на что направлена
познавательная деятельность. Противоположение между О. и субъектом есть
чисто относительное и диалектическое, поскольку сам субъект становится
О., когда обращает на. себя познавательную деятельность (в
самосознании), а с другой стороны то, что является для нас как внешний
О. может иметь субъективное бытие для себя. Хотя слово О., кроме
познания, употребляется также и относительно других душевных
деятельностей, но определенный О. дается воде, чувству и т. д. лишь
посредством познания. В средневековой схоластической философии термин
субъективный означал внутреннюю действительность существа, а объективный
лишь бытие в представлении или идее. В обыкновенном словоупотреблении,
напротив, объективный значит имеющий основания в природе вещей,
независимо от познающего субъекта. Для наивного реализма все, что дано в
чувственном опыте, имеет такую независимую от субъекта реальность и
признается в этом смысле объективным. Критически идеализм возвращается
отчасти, хотя другим путем, к терминологии схоластической. Так как с
точки зрения Канта все, что мы находим в познаваемом, заранее вложено
туда познающим субъектом, в виде присущих ему априорных способов или
форм познавательной деятельности, то все данные О. суть, по содержанию
своему, лишь представления субъекта; хотя и обусловленные чем-то вне
его. Особое значение имеет вопрос о независимом от субъекта и в этом
смысле объективном характере идей, определяющих достоинство бытия,
каковы добро, истина, красота.
Вл. С.
|