Оброк - Этот термин встречается в древнерусских памятниках вместе с
термином "дань"; поэтому старые финансисты наши думали, что "под О.
разумеется всякий налог), собираемый натурою, или доход, получаемый с
известного предмета" (Гагемейстер). Уже гр. Д. А. Толстой не соглашался
с этим определением и полагал, что "О. была подать с разных угодий и
вообще плата правительству взамен разнородных повинностей, деньгами или
какою другою однообразною ценностью". Новейшие исследователи, гг.
Лаппо-Данилевский и Милюков, установили, что "в своем происхождении О.
противоположен государственной подати, как доход, вытекающий из
договорных, частноправовых отношений". Под словом О. понимали в
древности то, что в настоящее время разумеется под словом аренда, т. е.
срочное или бессрочное пользование каким-либо недвижимым имуществом,
вытекающее из договора найма. Частноправовой характер О. выступает
особенно ярко в случаях отдачи "на О. из наддачи", т. е. с публичных
торгов, городских торговых мест, лавок, харчевен, перевозов, кузниц,
мельниц и других промышленных заведений, а также бобровых гонов, рыбных
ловель, бортных ухожьев и других угодий, государством и монастырями. Уже
в XVI в. бывали случаи отдачи "на О." (в аренду) целых деревень, с
живущими в них крестьянами, при чем арендатор, обязываясь уплачивать
определенную сумму О., принимал на себя и платеж всех государственных
податей и повинностей "по сошному разводу". На ряду с этим уже в XV в.
слово "О. " употребляется в значении государственной подати. Весьма
вероятна догадка, что такое смешение понятий произошло в виду
распространения приемов дворцового хозяйства и на черный волости, при
отсутствии резкого различия между государственным и дворцовым
управлением. О. являлся взамен тягла в двух случаях: 1) когда земля
выходила из тягла (вследствие бегства или смерти тяглеца и т. п.) или
еще не бывала в тягле, правительство отдавало запустевшую или порожнюю
землю на О. до настоящих тяглецов; 2) когда необходимо было облегчить
временно самих тяглецов или упростить их податные обязанности, оброком
заменялась одна, или несколько, или все подати, входившие в состав
тягла. Когда на О. переходила целая община, то для уплаты он
раскладывался, как и тягло, на доли сошного письма и таким образом
совершенно утрачивал свой первоначальный характер. В сфере отношений
между крестьянами и помещиками или вотчинниками оброку можно
противопоставить "изделие", хотя О., в виде платы денежной или
продуктами, постоянно встречается на ряду с "изделием", т. е. уплатой
повинностей работами.
И. Н. М.
|