Обет - на языке христианского нравственного учения есть данное Богу
обдуманное обещание какого-либо доброго дела, зависящего от свободной
воли христианина. Обыкновенно различают О. в обширном и в тесном смысле
слова. К первым относят О., даваемый при крещении быть верным Й. Христу
и его учению, О. добросовестного служения обществу в какой-либо
должности и т. п. К О. в тесном смысле относятся обещание совершить
какое-либо особое дело, напр., по вполне успешном окончании какого-либо
предприятия, уделить ту или другую часть полученных выгод на построение
сельского храма, школы или иного благотворительного учреждения. Еще
разделяют О. на личные (напр. О. поста, воздержания и т. п.) и
вещественные (О. материального пожертвования на доброе дело), на
пожизненные (О. монашеские), временные и т. д. Против О. возражают
(протестанты), что христианин обязан и без О. делать добро; на сколько
достанет сил, что исполнение О. имеет характер как бы платы Богу за
благодеяние и т. п. На это отвечают, что добрые дела, совершаемые по О.,
служат свободной жертвой угождения Богу, возникающей не из сознания
обязанности только, но и из более сильного, чем обязанность, чувства к
Богу; вместе с тем они являются нравственно-дисциплинарною и
педагогическою мерой, полезною для приобреретения навыка в добре. В этом
смысле учение об обетах обосновывается на советах Св. Писания (1 Кор. 7,
8, 38; Ис. XIX, 21; Псал. 75, 12 и др.) и на содержащихся в нем
примерах. С О. в сущности тождественны "добрые намерения", твердо и
открыто выраженные пред обществом, напр. намерение соблюдать трезвость и
т. п. Содержание О. должны быть нравственно и физически возможно и не
должно быть противно каким бы то ни было обязанностям дающего О.
Предметом О. должно и может быть все, относящееся к области христианской
добродетели в обширном смысле. Лицо, дающее обет, должно иметь право
располагать собою и своею собственностью. Неисполнение свободно данного
О. составляет тяжкий грех пред Богом (Второз. XXIII, 21 - 22; Лев.
XXVII; Еккл. V, 3 - 4 и др.). Обет может быть прекращен или
приостановлен исполнением, когда, по обстоятельствам, исполнение его
становится невозможным, или когда он перестает быть средством к
осуществлению добродетели, когда не существует более цели О., когда
давший О. разрешен от него, в установленном порядке, церковною властью,
в интересах личного духовного блага давшего О. или в интересах церкви и
нравственности вообще. См. архим. Серий, "Об обетах"("Прибавление к
твор. св. отцов", 1858, т. XVII).
Н. Б - в.
|