Ньяя (санскр. Nуауа = правило, основание, метод, логическое
заключение, вывод, логика вообще) - одна из шести ортодоксальных школ
(даршан) индийской философии, по преданию - основанная мудрецом Готамой.
Н. принадлежит к тем четырем (из шести) школам, который хотя и
принимаются правоверными индусами, но с известными ограничениями. Н.
считается обыкновенно логической системой, своего рода индийской теорией
логики и гносеологии; но лишь ее метод имеет строго логический характер,
а цели ее - чисто диалектические. Поэтому ее не без основания сравнивали
с диалектическими школами древних греков. Другое ее имя - Таркавидья
(Tarkavidya = пoзнание ложного). Учение Н. изложено в собрании сутр,
состоящем из пяти книг, из которых каждая делится на два "дня" или
ежедневных урока. Эти "дни" в свою очередь подразделяются на особые
отделы или статьи (первое издание
- "Nyayasutra-vritti; the logical aphorisms of Grotama", Калькутта,
1828; второе в "Biblioth. Indica", 1864 - 65 гг., перевод в журнале
"Пандит"; первые четыре книги переведены также Баллантайном в его
"Aphorisms of Sankhya, Yoga. etc"). К cyтрам существует тройной,
обширный туземный комментарий. История основателя Н. Готамы,
рассказывается уже в Махабхарате; в Рамаяне является диалектик,
принадлежащий к этой школе и спорящий с Рамой. Н. органически связана с
философией Санкхья и отчасти развилась из последней. Подобно ей, Н.
обещает блаженство и освобождение духа, как награду за полное знание ее
оснований, т. е. истины. Под этой последней Н. разумеет, главным
образом, убеждение в вечности души. Ее первый и важнейший объект
доказательства - живая душа и верховный дух, единый творец всего
существующего, источник вечной мудрости. Индивидуальная, отдельная душа
есть нечто абстрактно существующее, нематериальное, известный субстракт
различных качеств. Метод, которым Готама демонстрирует объекты
доказательства, представляет четыре вида: воззрение, заключение,
сравнение или аналогию и утверждение (под которым здесь разумеется,
главным образом, предание и откровение). Доказательство определяется,
как causa efficiens знания, которое или верно, или ошибочно. Последнее
ведет к сомнению и к ошибочному суждению. Причина обладает способностью
вызывать действие и предшествует ему; причинная связь соединяет причину
и действие и является или простым причинным отношением, или постоянным
отношением, в котором причина всегда имманентна, как пряжа в ткани
(напротив, челнок и ткань находятся в простом причинном отношении).
Пример в споре является тем, на чем обе стороны сходятся. Доказанное
заключение может быть четырех родов: всеобще признанным, отчасти
признанным, гипотетичным и относительным. Спор или прение тоже имеет три
вида: прение в тесном смысле слова, когда каждый хочет провести свою
мысль; беседа, стремящаяся выяснить истину, например между учителем и
его учениками; каверзный спор, когда спорящий старается во чтобы то ни
стало победить своего противника софистикой, не заботясь о поддержании
собственного мнения. Точно так же перечисляются разные виды ошибки и
лжи. Полный силлогизм состоит из пяти членов: предложение, напр. "гора
горит"; основание - "ибо она дымится"; пример - "где дым, там и огонь";
применение - "гора же дымится"; вывод или заключение - "стало быть она
горит". Обыкновенно индийские диалектики, а именно ведантисты,
довольствуются только тремя первыми или тремя последними членами. См.
Colebrooke, "Essays on the religion and philosophy of the Hindus" (нов.
изд. Лпц., 1858); современное представление вопроса в имеющем появиться
5-м выпуске III-го тома Бюлеровского "Grundriss der indoarischen
Philologie und Altertumskunde"; A. Venis, "Nyaya and Vaiceshika".
С. Булич4.
|