Новый Завет - богословский термин, который, подобно Ветхому Завету,
заключает в. себе двоякое понятие, означая 1) договор между Богом и
человеком и 2) собрание книг, являющихся выражением этого договора. В
первом, смысле Н. Завет представляет собою установление такого
взаимоотношения между Богом и человеком, по которому человек,
искупленный от первородного греха и его последствий добровольною
крестною смертью Иисуса Христа; как Спасителя мира, вступил в совершенно
иной, по сравнению с ветхозаветным, фазис развития и, перейдя из
рабского. подзаконного состояния в свободное состояние сыновства и
благодати, получил новые силы к достижению поставленного ему идеала
нравственного совершенства, как необходимого условия для спасения. В
древнем мире взаимоотношение между Богом и человеком основывалось как бы
на обыденных условиях юридического договора и развитие человечества
поставлено было как бы в обыденные земные условия, с высшим
руководительством богодарованного закона; в Н. Завете это человеческое
развитие признано было недостаточным. Человек, бессильный сам себя
спасти, был спасен Богочеловеком, принявшим на себя грех всего мира, и
потому его последующее развитие не обусловливается уже только
исполнением предписаний закона: выдвигается новый принцип - вера, как
средство деятельного усвоения искупительныx заслуг Иисуса Христа.
Вследствие этого и самая организация человечества получила совершенно
иной характер. Ветхий Завет ограничивался одним избранным народом и
выражался в земной теократии; Н. Завет разрушил рамки национализма и
провозгласил благодатный закон для всего человечества; отсюда и
теократия его получила иной смысл - духовного "царства не от мира сего".
Тот и другой завет имеет и соответствующее законодательство; Ветхий
Завет нашел свое главное выражение в десятословии или десяти заповедях,
с сопровождающими их нравственно-обрядовыми постановлениями, Н. Завет -
в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Во втором смысле под Н. Заветом
разумеется собрание книг, в которых излагается вся история основания
новозаветной церкви, а также и основы ее вероучения. Эти книги
распадаются на три класса: 1) исторические, 2) учительные и 3)
пророческие. К первым принадлежат четыре Евангелия и книга Деяний
Апостольских, ко вторыми - семь соборных посланий (2 ап. Петра, 3 ап.
Иоанна по одному, ап. Иакова и Иуды) и 14 посланий св. апостола Павла: к
римлянам, коринфянам (2), галатам, ефесянам, филипийцам, колоссянам,
фессалокинийцам (2), Тимфеею (2), Титу, Филимону и евреям. Пророческая
книга есть Апокалипсис или Откровения Иоанна Богослова. Собрание этих
книг составляет новозаветный канон, об истории которого об истории
которого см. Reuss, "Die Geschichte d. h. Schr. d. N. Testaments";
Westcott, "History of the Canon"; прот. В. Г. Рождественский, "История
Новозаветного канона" и др.
А. Л.
|