Ницше (Фридрих-Вильгельм Nietzsche) - знаменитый немецкий писатель,
родился в 1844 г. в прусской пров. Саксонии. отец его был протестантским
пастором. В 1869 г. получил кафедру филологии в базельском унив. Во
время франко-прусской войны был санитаром; с тех пор у него появились
первые признаки мозгового страдания. Он долго жил в Италии, в Сорренто и
в Риме, но здоровье его ухудшалось; в 1879 г. он окончательно оставил
профессуру и стал жить уединенно в Италии и Швейцарии. Следующие годы,
не смотря на тяжкие страдания, были самыми плодотворными в авторской
деятельности Н. В 1880 г. душевный недуг окончательно разразился, и с
тех пор Н. живет больным, сначала в лечебнице в Иене, потом у своей
матери близ Наумбурга. Философская деятельность Н. не представляет
стройной системы, исходящей из вполне установленных начал. Н.
афористичен по своей манере, а идеи его претерпевали несколько коренных
метаморфоз. Он вышел из метафизики Шопенгауера, потом отверг ее во имя
рационализма, и под конец пришел к оригинальному, полумистическому
мировоззрению. Во всех этих фазисах философского развития Н. имеет
значение не теоретическою стороной своего учения. а своим художественным
темпераментом. В первом фазисе развития Н. был горячим вагнерианцем; во
втором он сошелся с Полем Рэ и увлекался его естественнонаучными
учениями; в третьем фазисе его философия принимает мистический оттенок.
Главнейшие труды первого периода: "Quellen des Diogenes Laertius", "Die
Geburt der Tragodie aus dem Geiste der Musik" (1872) и "Unzeitgemasse
Betrachtungen". В первой из этих работ, филологической по существу, Н.
выводить начало искусства из взаимодействия двух противоположных
эстетических элементов в природе - дионисовского и аполлоновского.
Дионисовским он называет начало оргазма, сказывающееся в восторженных
телодвижениях, в сочетании радости и скорби, наслаждения и ужаса, когда
уничтожаются обычные пределы бытия и человеческая личность сливается с
природой; principium individuationis уничтожено и путь к первоисточникам
бытия открыт. Сущность дионисовского начала становится ясной в
физиологическом явлении опьянения. Соответствующее ему искусство -
музыка. Противоположность дионисовскому началу составляет стремление к
создаванию форм; Н. усматривает его в Аполлоне, боге созидательных сил.
В нем соединяются свобода от всяких необузданных порывов и мудрое
спокойствие. Он самое возвышенное воплощение priucipii individuationis,
т. е. сохранения пределов личности, меры в эллинском значение слова.
Сила этого созидательного стремления проявляется в прекрасном
искусственном мире сновидений. Ему соответствует пластическое
художество. Из сочетания этих двух элементов вышла аттическая трагедия,
а из ее
- все позднейшее искусство; первоначальный хор - дионисовский элемент
ее, создавший из себя, в силу аполлоновского стремления, самую драму, т.
е. как бы искусственный мир видений. Диалог - аполлоновский элемент
трагедии. Говорящие на сцене герои - аполлоновские образы, в кoторых
объективируется Дионис, первоначальный трагический герой; они только
маски, скрывающие вечно присущее божество. Это понимание двух элементов
искусства Н. вывел из глубины своего собственного существа; оно же
объясняет постоянный перемены его философских идей. Эти идеи по его
собственным словам - маски, аполлоновcкие образы, за которыми скрывается
его дионисовское "я". Стихийное, дионисовское начало Н. ставить выше
всего, также как и вышедшее из него искусство, т. е. главным образом.
музыку. Культуру аполлоновского, рассудочного характера Н. производит
от. Сократа, "основателя диалектики и теоретичности", мнящей себя
способной дойти путем разума до первооснов бытия. Кант нарушил, этот
оптимизм и проповедывал "философию воздержания". Критикой разума он
открыл путь для возрождения философии в Шопенгауере, который показал
доступ к непознаваемому в интуитивном, т. е. дионисовском элементе души.
Из 4-х отдельных брошюр, составляющих "Unzeitgemasse Betrachtungen"
самая значительная - "Vom Nutzen und Nachtheil der Historie fur das
Leben". "Историей" Н. называет всю совокупность знаний, всю духовную
жизнь в противоположность инстинктивной - знание прошедшего, как
противоположность живой силе настоящего и совершающегося. Н. ставит
вопрос, "как подчинить историю жизни" и решает, что только "посколько
история служит жизни, должны и мы служить истории". История полезна лишь
до тех пор; пока, увеличивая знания, она не делает души пассивною
воспринимательницей прошлого, лишенною созидательного, пластического
элемента. "Неисторическое", т. е. непосредственное творческое начало
должно оставаться сильным; только сочетая историческое с неисторическим
человек становится великим: обладая великим наследием прошлого он в тоже
время не подчинен ему. Н. возводить в идеал людей, унаследовавших гений
прошедшего, способных из настоящего объяснить минувшее и тем самым
определить самое отдаленное будущее. Он называет их "людьми
несвоевременными" (Unzeitgemasse), т. е. не подходящими к данному
времени. Двум представителям этого идеала посвящены две другие статьи:
"Unzeitg. Betrachltungen" - "Schopenhauer als Erzieher" и "Richard
Wagner in Bayreuth". В них Н. развивает свое учение о гении; культ
гениальности является у него проявлением метафизического в физическом
существовании. Преклонение пред гениальностью Вагнера закончилось у Н.
разрушением культа; в стремлении вечно развенчивать достигнутые идеалы,
он порвал с Вагнером и путем долгих колебаний и внутренних жертв перешел
к позитивизму. К этому второму периоду относится: "Menschliches,
Allzumenschliches" (1876 - 77) - сборник афоризмов, написанных к
годовщине смерти Вольтера. Здесь, под влиянием английских позитивистов,
а также своего приятеля, немецкого позитивиста Рэ, Н. занялся вопросом
об основах альтруистических чувств и решил его в духи утилитаризма. Свое
прежнее этическое понимание он теперь опровергал, анализируя
происхождение этических побуждений и превращаясь из метафизика в
психолога и историка. Все афоризмы сборника сводятся к обнажению "полной
человечности" (Allzumenschlichkeit) того, что считалось святым, вечным и
сверхчеловеческим. Презираемый прежде Сократ, представитель разумности.
кажется ему теперь истинным созидателем культуры. Он отрицает чудо
гениальности, вооружается против Вагнера и, в общем подчиняет инстинкт
разуму. Три других сочинения этого периода: "Der Wanderer u. sein
Schatten", "Morgenrothe" и "Frohliche Wissenschaft" чужды
преувеличенного интеллектуализма предыдущего труда. Продолжая подчинять
аффекты разуму, Н. больше настаивает на силе чувства, заставляющего
подчиняться будничной и некрасивой истине только потому, что она истина.
Позитивная философия имела для Н. значение тем, что она давала ему метод
познавания, нужный ему для постоянных переходов настроений и не
сковывала его подобно метафизике. Поэтому так бодро звучат его слова в
"Frohe Wissenchaft". В то время он уже подготовлял свою "философию
будущего" и отдалялся от содержания позитивных учений. Последний период
в творчестве Н. обнимает пять сочинений: "Also sprach Zarathustra",
"Jenseits von Gut und Bose", "Zur Genealogie der Moral". "Der Fall
Wagner" и "Gotzen-Dammerung". Здесь Н. признает всякое знание и мышление
условным и возвращается к первоначальному возвеличению аффектов и
стихийной силы личности. В "Jenseits von gui u. Bose" он доказывает
ложность понятий о добре и зле, правде и неправде и считаете важным все
то, что поднимает жизненность, чем производятся аффекты, без отношения к
их нравственной оценке: fiat vita, pereat veritas. Он высоко ставить
"силу лжи", т. е. стремление к выдуманному, и выводит отсюда значение
искусства и метафизики. Область познания переносится им в мир аффектов и
внушений воли. Он превозносит мир намеренного обмана и говорит, что
близкий нашей душе мир должен быть нами же создан. Идеалом его является
сверхжизненный образ отдельного человека, могучая воля которого -
единственный критерий добра и зла. В этике и эстетике Н. Бог, человек и
мир сливаются в одно общее сверхчеловеческое существо. Этика Н. основана
на его понимании упадка, который создается вмешательством разума,
ограничивающего стихийные инстинкты. Этот упадок начался для
человечества вместе с культурой, сделав из человека больное существо,
стремящееся к отрицанию самого себя. Оправдание упадка, тождественного с
жизнью человечества во все времена, заключается в том, что человек -
только переходная ступень к чему-то более совершенному. Цель
человечества - преодолеть себя во имя более высокого идеала; чтобы
достигнуть этого, нужно развивать свои человеческие страсти до апогея и
в них пережить самого себя. "Сверхчеловек" (Uebermensch), для которого
человек уготовляет путь самоотречением, является созданием самого
человека. Стремление к красоте "сверхчеловека" заменяет прежнее
стремление к добру в жизни; невозможность достижения этого мистического
идеала лежит в основе контрастов, составляющих трагическую красоту души.
Религиозное учение Н. тесно связано с учением его об "упадке". Когда
естественно-человеческое доведено до апогея, тогда пробуждается жажда
божественного; чем гуще тени на человеческом, тем ярче сияет
божественное - и человек сам создает божество, как противоположность
человеческому. Учение Н. носит лирический характер. Он объективирует
различные состояния своей души, враждебной всем установленным категориям
разума и всем нравственным традициям, и в блестящих образах и афоризмах
заостряет свои отрицания и утверждения. Не будучи теоретиком в
философии, а скорее сильным художником мысли, Н. создал миросозерцание,
соответствующее некоторым сторонам современного искусства; в его учении
получили яркое выражение индивидуализм, эстетизм, жажда личной свободы.
Полное собрание соч. Н. издано его приверженцами в Лейпциге. Крупных
монографий о Н. не имеется. См. в "Вопросах философии и психологии"
(1892 - 1893) статьи В. П. Преображенского, Н. Я. Грота, Л. М. Лопатина,
П. Е. Астафьева (статья Грота вышла отд. брошюрой). В "Северном
Вестнике" (1896 г.) напечатан интересный этюд близко знавшей Н. немецкой
писательницы Лу-Андреас-Саломэ.
З. В.
|