Нирвана (санскр, Nirvana - угасание, исчезновение, искупление, затем
уже блаженство) - у буддистов и джайнов последнее, совершенное, высшее
состояние человеческой души, характеризуемое абсолютным спокойствием,
отсутствием всяких страстей и эгоистических движений. Теоретически
рассуждая, подобное состояние могло бы быть достигнуто не только в
загробной жизни, но и в земном существовании. В действительности,
однако, у буддистов различаются два вида Н.: 1) второстепенная или
неполная Н. и 2) конечная или абсолютная. Первая может быть достигнута
каждым архатом (верующим вступившим в четвертое отделение пути ко
спасению) еще при жизни. Этот вид Н. тождественен" с состоянием
дживанмукти (jivanmukti - искупление при жизни), о котором учат
последователи веданты. Он обыкновенно определяется на языке пали
эпитетом упидисеса (санскр. Upadhicesha - имеющий остаток нижнего слоя).
Вторая или окончательная, абсолютная Н. (санскр. nirupadhicesha, пал.
anupadisesa) или паринирвана, может быть достигнута только после смерти.
В этом состоянии все страдания прекращаются, абсолютно и навсегда. В
последнем смысле Н. может быть истолкована как высоко блаженное и вечное
состояние. Логически отсюда вытекает, что подобное состояние должно
сопровождаться и полным отсутствием сознания. Но это следствие
допускалось не всеми и, по-видимому, в самой буддийской церкви на этот
счет наблюдалась неясность и разногласие. На практике Н. обыкновенно
понимается у буддистов, как счастливая смерть, без страха возрождения
вновь. Подобному определению Н. Как бы противоречит известие о том, что
Будда победил Мару - смерть: но из этого противоречия буддизм находит
выход, утверждая, что Будда победил не самую смерть физическую, но
низший страх смерти, показав, что смерть есть высочайшее блаженство.
Понятие Н. встречается и у других индийских религиозных сект, с разными
оттенками в значении и другими именами. Другой термин для понятия Н. -
нирврти (палийск. ниббути).
Литература вопроса о Н. очень велика, что объясняется основным
значением этого понятия в области буддизма. Специальные исследования и
рассуждения: М. Мюллер, "On the original Meaning of N." ("Buddhism and
Buddhist Pilgrims", 1857); его же, "The introduction to Buddhaghosha's
Parables" (1869); Bartlelemy SaintHilaire, "Sur le N. Bouddhique" (2-е
изд. книги "Le Bouddha et sa Religion", 1862); статья
Сhilders'а"Nibbanam", в его "Dictionary of the Pali Language" (Л., 1876,
стр. 265); J. D. AIwis, "Buddhist N." (Коломбо, 1871); Foucaux, в "Revue
Bibliograph." 15 июня 1874. 0. Frankfurter, "Buddbist. N." и "Noble
Eightfold Path" ("Journ. of the R. Asiat. Soc." 1880, т. XII).
С. Б - ч.
|