Нимб (от латинск. Nimbus=туча, облако) - блестящий кружок, среди
которого древнегреческие и римские художники, изображая богов и героев,
нередко помещали их головы, дабы чрез то обозначить, что это - высшие,
неземные, сверхъестественные существа. Относительно происхождения Н.
мнения ученых расходятся: одни полагают, что этот иконографический
символ божественности ведет свое начало от мениска (mhniskoV) - круглого
металлического, помещенного горизонтального кружка, которыми греки
прикрывали выставленные на открытом воздухе статуи для защиты их от
непогоды, и от птичьих нечистот; другие ищут происхождения Н. в щитах,
которые обыкновенно привешивались на спину людям, удостоившимся триумфа;
третьи думают. что Н. первоначально явился как очень уместный атрибут в
изображениях божеств, представляющих собою небесные светила и уже потом
сделался принадлежностью не только всех вообще олимпийцев, но и тех
смертных, которые взяты или достойны попасть на небо. Всего вероятнее,
что Н. обязан своим происхождением народному верованию греков,
воображавших себе, что тело богов, когда они являются в человеческом
образе, испускают от себя ослепительный блеск и бывает окружено сияющим
облаком, частицею того светозарного эфира, который находится над земною
атмосферою и составляет обычное местопребывание богов. Такое
представление о богах, с самых ранних времен усвоенное греческою
поэзиею, впоследствии было перенесено из ее в образные искусства,
главным образом в живопись, а так как в картинах сложной композиции
изображать богов совершенно окруженными подобным сиянием было
затруднительно, то художники стали довольствоваться условным его
обозначением., а именно помещением его только вокруг голов. Точно также
может быть объясняемо происхождение других атрибутов божественности,
употребляемых в искусстве, каковы ореол, лучезарный венец и мандорла.
Изучение дошедших до нас памятников греческого искусства доказывает, что
Н. явился в нем не ранее эпохи Александра Македонского. От греков он
перешел к римлянам, в Египет), в Индию, к поклонникам Брамы и Будды, и в
христианство. В иконографии последнего Н. сделался с древнейших времен
принадлежностью изображении ипостасей Пресв. Троицы, ангелов, Богоматери
и святых; нередко он сопровождал также Агнца Божия и фигуры животных,
служащих символами четырех евангелистов. При этом для некоторых икон
установились Н. особого рода. Таким образом лик Бога-Отца помещался
среди Н., имевшего вначале форму треугольника, а потом форму
шестиконечной звезды, образованной двумя равносторонними треугольниками.
С треугольным Н. иногда изображались также Св. Дух (в виде голубя) и
Всевидящее Око. Спасителю христианская иконография присвоила
преимущественно "крестовый" Н., т. е. круглый диск с начертанный. внутри
него равноконечным крестом, нижний конец которого скрывается за головою.
Такой же Н. получили символические изображения Христа, Добрый Пастырь и
Агнец Божий, равно как в некоторых случаях и Св. Дух. Впоследствии
украшением подобного Н. сделались, вместо креста, три линии или три
пучка лучей, исходящих из средины диска в виде радиусов. Богородицу
изображали и доныне изображают с кругообразным Н., украшенным.
двенадцатью звездами, диадемою или лучезарною короною. Ангелы и святые
наделяются простым круглым Н., который старинные живописцы, представляя
апостолов, мучеников и вообще новозаветных святых, золотили, изображая
же пророков и патриархов - серебрили.
А. С - в. Нимфы (nymphae, numjai) - в греко-римской мифологии
олицетворение, в виде девушек, живых стихийных сил, подмечавшихся в
журчанье ручья, в росте деревьев, в дикой прелести гор и лесов. Они жили
в рощах, у источников, в тенистых горных ущельях на лоне природы.
Подобно сатирам, Н. - духи земной поверхности, проявление демонических
сил, действующих помимо человека в уединении гротов, долин, лесов, вдали
от культурных центров. Они занимаются пряжей, тканьем, поют песни,
пляшут на лугах под скрипку Пана, охотятся с Артемидой, участвуют в
шумных оргиях Диониса, ведут постоянную борьбу с надоедливыми сатирами.
Иногда они приходят в общение с людьми, заботятся об их участи, отдаются
героям и прекрасным юношам (Калипсо и Одиссей, Амарилла и Дафнис). Часто
они наводят на человека безумие, бешенство (numjolhptoi), посылают
пророческий дар и исступленное вдохновение; к таким
вдохновительницам-нимфам относятся, напр., музы. Н. гор назывались
ореадами, Н. лесов и деревьев - дриадами и гамадриадами, Н. источников -
наядами, Н. моря - нереидами. Нимфам посвящались гроты и пещеры, иногда
строились святилища, особенно в богатых растительностью и орошенных
местностях, позднее и в городах. В жертву Н. приносили коз, телят,
молоко, масло, вино. Как олицетворения прелести природы, они
изображались в искусстве красивыми молодыми девушками с чудными
волосами, с убором из венков и цветов, иногда в позе танцующих, с
обнаженными ногами и руками, с распущенными волосами. Изваяния наяд
нередко имели своим, атрибутом раковину, которую они держали у лона или
сосуд; ореады представлялись сидящими в задумчивости на высокой скале.
Н. О.
|