Нил Сорский - знам. деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и
отрывочны. Род. около 1433 г., принадлежал к крестьянскому роду;
прозванье его было Майков. До поступления в монашество Н. занимался
списыванием книг, был "скорописцем". Более точный сведения застают Н.
уже иноком. Постригся Н. в Кирилло-белозерском монастыре, где со времен
самого основателя хранился глухой протест против землевладельческих прав
монашества. Препод. Кирилл сам не раз отказывался от сел, которые
предлагались его м-рю благочестивы мирянами; те же взгляды были усвоены
и его ближайшими учениками ("заволжские старцы"). Совершив путешествие
на Восток, в Палестину, Константинополь и Афон, Н. особенно долго пробыл
на Афоне, и едва ли не Афону был больше всего обязан созерцательным
направлением своих идей. По возвращении в Россию (между 1473 и 89 гг.)
Н. Основывает скит, собирает около себя немногочисленных последователей,
"которые были его нрава", и отдается замкнутой, уединённой жизни,
интересуясь в особенности книжными занятиями. Все действия свои он
старается обосновать на непосредственных указаниях "божественного
писания", как единственного источника познания нравственных и
религиозных обязанностей человека. Продолжая заниматься перепиской книг,
он подвергает списываемый материал более или менее тщательной критике.
Он списывает "с разных списков, тщася обрести правый", делает свод
наиболее верного: сличая списки и находя в них "много неисправленна",
старается исправить, "елико возможно его худому разуму". Если иное место
ему кажется "неправым", а исправить, не почему, он оставляет в рукописи
пробел, с заметкой на полях: "от зде в списках не право", или: "аще где
в ином переводе обрящется известнейшие (правильнее) сего, тамо да
чтется", - и оставляет так пустыми иногда целые страницы. Вообще он
списывает только то, что "по возможному согласно разуму и истине...".
Все эти черты, резко отличающие характер книжных занятий Н. Сорского и
самый взгляд его на "писания" от обычных, господствовавших в его время,
не могли пройти для него даром. Несмотря на свои книжные занятия и
любовь к замкнутой, уединенной жизни, Н. Сорский принял участие в двух
важнейших вопросах своего времени: об отношении к так наз. "новгородским
еретикам" и о монастырских имениях. В первом случае его влияние (вместе
с учителем его Паисием Ярославовым) мы можем только предполагать; во
втором случае, напротив, он выступил инициатором. В деле о нoвгopoдских
еретиках и Паисий Ярославов, и Н. Сорский держались, по-видимому, более
веротерпимых взглядов, чем большинство тогдашних русских иерархов, с
Геннадием Новгородским и Иосифом Волоцким во главе. В 1489 г.
новгородский архиерей Геннадий, вступая в борьбу с ересью и сообщая о
ней ростовскому архиепископу, просит последнего посоветоваться с жившими
в его епархии учеными старцами Паисием Ярославовым и Н. Сорским и
привлечь их к борьбе. Геннадий и сам хочет поговорить с учеными старцами
и приглашает их даже к себе. Неизвестны результаты стараний Геннадия:
кажется, они были не совсем таковы, как он желал. По крайней мере,
больше мы не видим никаких сношений Геннадия ни с Паисием, ни с Н.; к
ним не обращается и главный борец с ересью, Иосиф Волоколамский. Между
тем, оба старца не относились к ереси безучастно: оба они присутствуют
на соборе 1490 г., разбиравшем дело еретиков, и едва ли не влияют на
самое решение собора. Первоначально все иерархи "стали крепко" и
единогласно заявили, что "вся (всех еретиков) сожещи достоит" - а в
конце собор ограничивается тем, что проклинает двух-трех попов-еретиков,
лишает их сана в отсылает обратно к Геннадию. Важнейшим фактом жизни H.
Сорского был его протест против землевладельческих прав м-рей, на соборе
1603 г. в Москве. Когда собор уже близился к концу, H. Сорский,
поддерживаемый другими кириллобелозерскими старцами, поднял вопрос о
монастырских имениях, равнявшихся в то время трети всей государственной
территории и бывших причиной деморализации монашества. Ревностным борцом
за идею H. Сорского выступил его ближайший "ученик", кн.-инок Вассиан
Патрикеев. И. Сорский мог видеть только начало возбужденной им борьбы;
он умер в 1508 г. Перед кончиною H. написал "Завещание". прося своих
учеников "повергнуть тело его в пустыне, да изъедят е зверие и птица,
понеже согрешило к Богу много и недостойно погребения". Ученики не
исполнили этой просьбы: они с честью похоронили его. Неизвестно, был ли
H. Сopский канонизован формально; в рукописях изредка встречаются следы
службы ему (тропарь, кондак, икос), но, кажется, это было лишь местной
попыткой, да и то не утвердившеюся. Зато на всем протяжении нашей
древней литературы лишь за одним Н. Сорским, в заглавиях его
немногочисленных сочинений, осталось имя "великого старца". Литературные
произведения H. Сорского состоят из ряда посланий к ученикам и вообще
близким людям, небольшого Предания ученикам, кратких отрывочных Заметок,
более обширного Устава, в II главах, и предсмертного Завещания. Дошли
они в списках XVI - XVIII вв. и все изданы (большинство и важнейшее -
крайне неисправно). Главным сочинением Н. является монастырский устав, в
II главах; все остальные служат как бы дополнением к нему. Общее
направление мыслей H. Copcкогo - строго аскетическое, но в более
внутреннем, духовном смысле. чем понимался аскетизм большинством
тогдашнего русского монашества. Иночество, по мнению Н., должно быть не
телесным, а духовными, и требует не внешнего умерщвления плоти, а
внутреннего, духовного самосовершенствования. Почва монашеских подвигов
- не плоть, а мысль и сердце. Намеренно обессиливать, умерщвлять свое
тело излишне: слабость тела может препятствовать в подвиге нравственного
самоулучшения. Инок может и должен питать и поддерживать тело "по
потребе без мала", даже "успокаивать его в мале", снисходя к физическим
слабостям, болезни, старости. Непомерному прощению Н. не сочувствует. Он
враг вообще всякой внешности, считает излишним иметь в храмах дорогие
сосуды, золотые или серебряные, украшать церкви: еще ни один человек не
осужден Богом за то, что он не украшал храмов. Церкви должны быть чужды
всякого великолепия; в них нужно иметь только необходимое, "повсюду
обретаемое и удобь покупаемое". Чем жертвовать в церкви, лучше раздать
нищим. Подвиг нравственного самосовершенствования инока должен быть
pазумно-сознательным. Инок должен проходить его не в силу принуждений и
предписаний, а "с рассмотрением" и "вся с рассуждением творити". Н.
требует от инока не механического послушания, а сознательности в
подвига. Резко восставая против "самочинников" и "самопретыкателей", он
не уничтожает личной свободы. Личная воля инока (а равно и каждого
человека) должна подчиняться, по взгляду Н., только одному авторитету
- "божественных писаний". "Испытание" божественных писаний, изучение
их - главная обязанность инока. Недостойная жизнь инока, да и вообще
человека, исключительно зависит, по мнению Н., "от еже не ведети нам
святая писания...". С изучением божественных писаний должна быть,
однако, соединено критическое отношение к общей массе письменного
материала; "писания многа, но не вся божественна". Эта мысль о критике
была одной из самых характерных в воззрениях и самого Н., и всех
"заволжских старцев" - и для тогдашнего большинства грамотников
совершенно необычной. В глазах последних всякая вообще "книга" являлась
чем-то непререкаемым и боговдохновенным. И книги Св. Писаний в строгом
смысле, и творения отцов церкви, и жития святых, и правила св. апостолов
и соборов, и толкования на эти правила, и добавления к толкованиям,
явившиеся впоследствии, наконец, даже и разного рода греческие "градстии
законы", т. е. указы и распоряжения византийских императоров, и другие
дополнительные статьи, вошедшие в Кормчую - все это в глазах
древнерусского читателя являлось одинаково неизменным, одинаково
авторитетным. Иосиф Волоколамский, один. из ученейших людей своего
времени, прямо, напр., доказывал, что упомянутые "градстии законы"
"подобии суть пророческим и апостольским и св. отцов писаниям", а
сборник Никона Черногорца смело называл "боговдохновенными писаниями".
Понятны, поэтому, укоры со стороны Иосифа Нилу Сорскому и его ученикам,
что они "похулиша в русской земле чудотворцев", а также тех, "иже в
древняя лета и в тамошних (иностранных) землях бывших чудотворцев,
чудесем их не вероваша, и от писания изметаша чудеса их". Одна попытка
сколько-нибудь критического отношения к списываемому материалу казалась,
таким образом, ересью. Стремясь к евангельскому идеалу, Н. Сорский - как
и все направление, во главе которого он стоял - не скрывает своего
осуждения тем настроениям, которые он видел в большинстве современного
русского монашества. Из общего взгляда на сущность и цели иноческого
обета. непосредственно вытекал энергический протест Н. против
монастырских имуществ. Всякую собственность, не только богатство, Н.
считает противоречащей иноческим обетам. Инок отрицается от миpa и
всего, "яже в нем" - как же он может после этого тратить время на заботы
о мирских имуществах, землях, богатствах? Иноки должны питаться
исключительно своими трудами, и даже подаяния могут принимать только в
крайних случаях. Они не должны "не точию не имети имения, но ни желати
то стяжавати"... Обязательное для инока столь же обязательно и для м-ря:
монастырь есть лишь собрание людей с одинаковыми целями и стремлениями,
и предосудительное иноку предосудительно и для м-ря. К отмеченным чертам
присоединялась, по-видимому, уже у самого Н. религиозная терпимость,
столь резко выступившая в писаниях его ближайших учеников. Литературным
источником сочинений Н. Сорского был целый ряд патриотических писателей,
с творениями которых он познакомился особенно во время пребывания своего
на Афоне; ближайшее влияние на него имели сочинения. и Иоанна Kaccиaнa
Римлянина, Н. Синайского, Иоанна Лествичника, Василия Великого, Исаака
Сирина, Симеона Нового Богослова и Григория Синаита. На некоторых из
этих писателей Н. Сорский особенно часто ссылается; некоторые сочинения
их и по внешней форме, и по изложению особенно близко подходят, напр., к
главному сочинению Н. Сорского - "Монастырскому уставу". Ни одному из
своих источников Н., однако, не подчиняется безусловно; нигде, напр., он
не доходит до тех крайностей созерцания, которыми отличаются сочинения
Симеона Нового Богослова или Григория Синаита.
Монастырский устав Н. Сорского, с присоединением в начале "Предания
ученикам", издан Оптиной пустынью в книге "Преп. Н. Сорского предание
ученикам своим о жительстве скитском" (М., 1849; без всякой научной
критики); послания напечатаны в приложение к книжке: "Преп. Н. Сорский,
первооснователь скитского жития в России и его устав о жительстве
скитском в переводе на русский язык, с приложением всех других писаний
его, извлеченных из рукописей" (СПб., 1864; 2 изд. М., 1869; за
исключением "Приложений", все остальное в этой книжке не имеет ни
малейшего научного значения). Литература о Н. Сорском подробно изложена
в предисловии к исследованию А. С. Архангельского: "Н. Сорский и Вассиан
Патрикеев, их литературные труды и идеи в древней Руси" (СПб., 1882).
А. Архангельский.
|