Николай - архиепископ мирликийский (города Мир в Ликии), великий
христианский святой, прославившийся чудотворениями при жизни и по
смерти, "правило веры и образ кротости", как наз. его церковь, чтимый
повсеместно в христианской церкви, восточной и западной, в еретических
обществах Востока и даже часто между мусульманами (на Востоке) и
язычниками (в России). Критически обработанного жизнеописания его доселе
не существует. В известном "житии" его, помещенном в "Четиях-Минеях" св.
Дмитрия Ростовского, заимствованном, с сокращениями, из сказаний Симеона
Метафраста и распространенном в бесчисленном множестве пересказов, черты
жизни этого святого IV в. смешиваются с деяниями другого святого Н.,
епископа пинарского (также в Ликии); жившего двумя столетиями позже
- в VI в., как это доказывается сличением метафрастова жития св. Н.
мирликийского с житием Н. пинарского, найденным и изданным в 1720 г.
apхиеп. Фалаконием. К этому присоединяются несомненные анахронизмы в
сказании Метафраста о Н. мирликийском; так, в нем говорится, что св. Н.,
еще будучи пресвитером, посетил Иерусалим и входил в его храм, двери
которого сами открылись пред ним, после чего возвратившись в Миры, он
делается исповедником при Диоклетиане и Максимиане - между тем
Иерусалимский храм построен не ранее как через 30 лет после Максимиана.
Болландистам Соллерию и Яннингу было известно житие св. Н., составленное
константинопольским патриархом Meфoдиeм. Известный археолог, архимандрит
Антонин, издал в русском переводе как "житие" Н. пинарского, найденное
Филаконием ("Труды Kиев. Дух. Академии", 1869), так и два жития Н.
мирликийского, найденные им самим в монастырях св. Саввы в. Палестине и
в Синайском ("Труды Киев. Акд.", 1373), и из сличения их пришел к
убеждению, что несомненно подлинными чертами жизни Н. мирликийского из
сказания Метафраста остаются: его рождение в Патарах, невкушение
матернего млека в младенчестве в среду и пятницу, его чудесное избрание
на епископство мирликийское, его исповедничество при Диоклетиане за
разорение языческих капищ, его присутствие на первом вселенском соборе,
его заступничество за трех мужей в Мирах, его явление св. Константину в
Константинополе; с некоторою вероятностью к нему может быть отнесено
также сказание о девицах (2-х или 3-х сестрах), спасенных от разврата.
Большая часть остальных черт сказания Метафраста о Н, мирликийском
находятся в житии Н. пинарского, в с большим вероятием могут быть
отнесены к биографии св. Н. VI века, а значительная часть чудес с
одинаковою вероятностью может быть приписана и тому, и другому святому.
Для окончательного решения вопроса о нормальном составе биографии св. Н,
мирликийского о. Антонин находит необходимым дождаться издания и оценки
новых списков его "жития", в новых редакциях и вариантах, каких еще
немало в библиотеках Востока, напр. на Афоне. В 1807 г. итальянские
купцы из г. Бари перевезли мощи св. Николая в свой родной город, и день
прибытия мощей в "Бар-град" (9 мая) празднуется там весьма торжественно.
К этому дню туда стекаются паломники не только из западной Европы, но и
из России, где также чествуется день 9 мая. Столь же торжественно
празднуется день преставления св. Н. (6 дек.) как в России, так и в
различных странах западной Европы. Ср. Schnel, "Sankt Nikolaus"
(Равенсб., 1838 - 86); Praxmarer, "Der heilige Nikolaus and seine
Verehrung" (Мюнстер, 1894).
Н. Б - в.
|