Николай Кузанский (Nicolaus Chryppfs Cusanus, 1401 - 1464) -
величайший из немецких гуманистов первого поколения, богослов. философ,
математик и церковнообщественный деятель, родом из лотарингской деревни
Кус (Cues), откуда и его прозвание. Сын рыбного торговца: в первой
юности бежал от принудительных занятий отцовскою профессиею н, под
покровительством одного местного вельможи, поступил в школу "духовных
братьев общей жизни" в Девентере, а потом в падуанский университет, где
в 1424 году получил докторскую степень по каноническому праву; вступил в
монашеский орден августинцев и получил священство и место декана в
Кобленце. Призванный, в качестве ученого богослова, на базельский собор,
он подружился с папским легатом гуманистом Юлианом Чезарини и выступил
сторонником церковных реформ без нарушения законных прав центральной
власти. В этом духе написана им книга: "De coucordantia catholica".
Первоосновою церкви на земле Н. признает не иерархию, а таинства, как
самостоятельный божественный элемент духовной жизни. Отстаивая значение
"престола Св. Петра", как средоточия или "души" вселенской церкви, он
отрицает, однако, верховную власть пап над государством и раньше
Лаврентии Валлы доказывает апокрифичность "Константинова дара". В 1436
г. Н. издал проект исправленного времясчисления, на тех основаниях,
которые в конце следующего века были приняты для григорианcкого
календаря. Когда большинство базельского собора открыто выступило против
папы Евгения IV, Н., вместе с меньшинством, уехал в Рим, откуда, как
знаток греческого языка, был послан в Константинополь, для переговоров с
тамошними властями об унии. После участия во. флорентийском соборе Н.
вернулся в Германию настоятелем монастыря в Майнфельде и визитатором
прирейнских и примозельских монастырей, в которые он ввел необходимый
реформы. В это время он издал большое философское сочинено: "De docta
ignorantia" и несколько трактатов разного содержания. Возведенный в
кардиналы-пресвитеры римской церкви (1448) и назначенный затем епископом
бриксенским (в Тироле), Н. получил миссию преобразовать все германские
монастыри. В 1454 г., под впечатлением взятия Константинополя турками,
он издал сочинение: "De расе sive coucordantia fidei", где указывал на
единство истинной основы во всех религиях и на возможность христианского
соглашения со всеми народами, а вслед затем в соч.: "De cribratione
Alchorani", очень замечательном для тогдашнего времени, старался указать
на тесную связь мусульманства с христианством. Последние годы жизни Н.
провел в Италии. За год, до смерти он издал главное свое философское
сочинение: "Devinalione Sapientiae". Ум. в г. Тоди. В сочинении о
вращении земли он на 100 лет предварил Коперника. Его же должно считать
родоначальником математического учения о бесконечном, которое он
связывал с философским своим принципом "совпадения противоположных". Он
первый стал рассматривать круг как многоугольник с бесконечным числом
бесконечно-малых сторон. По словам Джордано Бруно, "божественный Кузанец
открыл величайшие таинства геометрии". В философии Н. примыкает к
платонизму по содержанию и предваряет гегельянство со стороны
формального принципа. Он исходит из мысли о тождестве
бесконечно-великого и бесконечно-малого, или абсолютной полноты и
абсолютной простоты бытия. В Божестве все есть одно, но единство всего
логически предполагает различение. Прежде всего различаются возможность
и действительность всего, но в бесконечном они совпадают. Отсюда три
момента (абсолютная мощь, абсолютное действие и их единство),
представляющие самое отвлеченное основание для истины св. Троицы,
которой, впрочем, Н. дает и более конкретные выражения. Как начало всего
возможного, Божество творит и всякое частное, ограниченное бытие, но
так, чтобы его ограниченность могла упраздняться его соединением с
противоположным, в чем и заключается внутренняя причастность всякого
бытия Богу. Противоположность между духовным и материальным бытием
упраздняется их соединением в человеке, но и человек по отношению к
бесконечному Божеству есть бытие ограниченное - и эта их
противоположность упраздняется в богочеловеке Христе, который и есть
полное и окончательное откровение абсолютной истины. При большой
философской смелости отдельных мыслей и взглядов, писания Н. проникнуты
глубоким христианскомистическим духом. Сочинения Н. были изданы в Париже
(1514) и в Базеле (1565). Немецкий перевод важнейших из них изд. Шарпф
(1862). Из последователей Н. более известны Жак Ле-Февр д'Этапль
(Jacobus Faber Stapulensis), преподававший философию Н. в Сорбонне, в
конце XV и нач. XVI в., и его ученик Шарль Булье (Саrolus Bovillus, 1470
- 1553). Под большим влиянием Н. находились Джордано Бруно и Лейбниц.
См. F. A. Scharptf, "Der Cardinal Nicolaus v. Cusa" (1843); его же, "Der
Card. N. v. C. als Reformator etc." (1871); Fr. J. Clemens, "Giordano
Bruno u. N. v. C" (1846); R. Zimmermann, "Der Card. N. v. C. als
Vorganger Leibnizen's" (1852).
Вл. С.
|