Неаполитанская школа в музыке. - Процветание полифонии в Италии в XVI
в. не особенно коснулось Неаполя, который оказался более отзывчивым в
области гомофонной, преимущественно оперной музыки. Александр Скарлатти
(1659 - 1725) считается основателем Н. школы, давшей в продолжение
второй половины XVII и всего XVIII в. целый ряд композиторов. Благодаря
Скарлатти, окончательно утвердилась в вокальной музыке ария с da саро;
он ввел также новую форму речитатива (recitativo accampaguato),
отличавшегося от сухого речитатива (recitativo secco) более развитым
сопровождением и большей выразительностью, и установил форму итальянской
увертюры (allegro, andante, allegro). Около Скарлатти, как выдающегося
педагога и композитора, группировалась целая плеяда учеников: Дуранте,
Лео Порпора, Логрошино. К Н. школе относятся еще Перголезе. Жомелли,
Пиччинни, развивший форму арии Скарлатти, Паизиелло Чимароза, Сарти. В
операх Н. школы нередко чувствуется преобладание виртуозности,
отодвигавшей на второй план серьезные драматические задачи оперы. Лучший
либреттист опер Н. школы - Метастазио. Позднее Н. школа, с ее виртуозным
направлением, оказала большое влияние не только на всю Италию, но и на
иностранных композиторов, как, напр., Глюка, Моцарта, первые оперы
которых близки к традициям этой школы.
|