Национализм - превращение живого народного самосознания в отвлеченный
принцип, утверждающий "национальное" как безусловную противоположность
"универсального", и "свое родное" - как безусловную противоположность
"чужеземного". Первоначально слово Н. не имело этого смысла, принадлежа
к английской политической терминологии, где оно обозначало стремления
ирландцев к автономии. В общем значении оно стало употребляться
преимущественно в русской литературе с начала 80-х годов. Как
отвлеченный принцип, Н. основан на ложном разделении того, что в
действительности неразрывно соединено. Все, что производилось ценного в
истории, имело всегда троякий характер: 1) личный, 2) национальный и 3)
универсальный. Всякое историческое творчество коренится в личных силах и
дарованиях, обусловливается национальной средой и приводит к результатам
всечеловеческого значения. Так, еврейская библия, индийский буддизм,
греческая философия, римское право, арабское мусульманство, латинская
теократия, итальянский гуманизм, немецкая реформация - создавали
всеобщее из личного через национальное. Даже в таких более внешних и
местных явлениях, как реформа Петра Великого или французская революция,
ясно обозначается присутствие этих трех элементов. Поэтому национализм,
как исключительное утверждение одного из них в ущерб двум другим, есть
воззрение прежде всего антиисторическое. С другой стороны, обособление
каждого народа в смысле отрицательном, то есть его отчуждение от всех
других и замкнутость в себе, будучи делом безнравственным, по существу
(как отрицание альтруизма и человеческой солидарности), является, при
современном прогрессе внешней культуры, физической невозможностью.
Последовательного теоретического оправдания Н., как и все отвлеченные
начала, не допускает. Практическое значение он отчасти имеет как знамя
дурных народных страстей, особенно в странах с пестрым многонациональным
населением. Основание некоторой популярности, которой еще пользуется Н.,
есть ошибочное его смешение с патриотизмом.
|