Натуральное хозяйство. - Этим именем называется хозяйство, в
собственных пределах производящее все хозяйственные блага, в которых
нуждаются его члены. В этом смысле Н. хозяйство противопоставляется
меновому, в частности, денежному хозяйству, которое возникает с
развитием разделения труда; тогда каждое хозяйство ограничивается лишь
производством известной категории продуктов, сбываемых на рынке, а
вырученные от продажи деньги служат для покупки необходимых предметов
потребления. Н. хозяйство в его чистом виде исключает необходимость в
обмене, ибо потребности его членов удовлетворяются внутри самого
хозяйства; отсутствует здесь и общественное разделение занятий, ибо в
каждом хозяйстве выполняются все процессы труда, необходимые для
удовлетворения разнообразных потребностей членов хозяйства; что касается
технического разделения труда, то оно встречается и в Н. хозяйстве, хотя
бы, напр., в виде распределения труда между членами семьи или рода,
сообразно силам каждого. Главное внимание в Н. хозяйстве обращается на
потребительную ценность продуктов и на степень трудности их добывания;
понятие меновой ценности еще не выработано. В таком чистом виде Н.
хозяйство встречается только на самых первобытных ступенях культуры,
когда люди имеют самые простые потребности, удовлетворяемые скудным и
грубым образом (охотничий быт). С ростом культуры и в особенности с
увеличением производительности труда в Н. хозяйство привходит элемент
менового. С одной стороны, создаются некоторые излишки собственного
производства, охотно обмениваемые на предметы удобства, роскоши и
прихоти, которые не могут быть произведены в пределах хозяйства (напр.,
в древности индийские ароматные травы, пряности, драгоценные камни и
металлы). Тем не менее мы в праве продолжать называть эти хозяйства Н.,
пока их производство преимущественно направлено на удовлетворение
потребностей членов этих хозяйств. Н. хозяйство, с некоторым элементом
менового, существовало в течение всей классической древности (картину
его в более или менее первобытной форме рисует Одиссея), когда в
пределах "ойкосного" (домового) хозяйства древнего гражданина рабы и
женщины изготовляли все предметы домашнего потребления; оно
господствовало в течение средних веков и в феодальных владениях,
пользовавшихся крепостным трудом, и в деревнях, населенных зависимыми
крестьянами. Развитие торговли и промышленности со времени открытий XV и
XVI вв. впервые дало сильный толчок распространению меновогоденежного
хозяйства; тем не менее в помещичьих усадьбах, в крестьянских дворах Н.
хозяйство продолжало господствовать до начала XIX в. Только с этого
времени оно начинает уступать денежному хозяйству под влиянием быстрого
прогресса промышленности и удешевления фабричных изделий, вследствие
увеличения населения и дифференциации занятий. В России Н. хозяйство
господствовало в помещичьих усадьбах и крестьянских дворах вплоть до
эпохи освобождения крестьян. Типичные черты подобных хозяйств мы можем
найти у Аксакова ("Детские годы Багрова внука" и др.), у Гончарова
("Обломов"), Салтыкова ("Пошехонская старина") и др. С освобождением
крестьян начинает замечаться вытеснение Н. хозяйства денежным; крестьяне
постепенно перестают ткать собственные ткани, дубить кожи, валять
валенки и пр., предпочитая покупать фабричные изделия. В помещичьих
усадьбах Н. хозяйство уже почти отошло в область преданий. До конца XIX
столетия встречались писатели, которые считали желательным господство Н.
хозяйства (напр., гр. Л. Толстой); их привлекало самоудовлетворение,
господствующее в таких хозяйствах, независимость от посторонних влияний,
разносторонность деятельности. Однако, поскольку переход от Н. хозяйства
к меновому связан с развитием разделения труда и прогрессом
производительности, он составляет огромный шаг вперед, давая человеку
возможность несравненно полнее и многостороннее удовлетворять свои
потребности. Темные стороны существующего денежного хозяйства
обусловливаются совершенно другими причинами и могли бы быть устранены
без возвращения к Н. хозяйству.
|