Мусоргский (Модест Петрович, 1839 - 1881) - талантливый русский
композитор. Родился в Торопецком у. Псковской губ., окончил курс в
бывшей школе гвардейских подпрапорщиков, недолго служил в преображенском
полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве госуд.
имуществ и в госуд. контроле. Музыкальный кружок Балакирева оказал
огромное влияние на артистическое развитие М., выявив его настояшее
призвание и заставив обратить более серьезное внимание на музыкальный
занятия. Под руководством Балакирева М. читал оркестровые партитуры,
знакомился с анализом музыкальных произведений и критической их оценкой.
Раньше М. учился игре на фортепиано у Герке и сделался хорошим
пианистом. Хотя пению М. и не учился, но обладал довольно красивым
баритоном и был недурным исполнителем вокальной музыки. Уже в 1852 г.
фирмой Бернард в СПб. издана фортепианная пьеса М. В 1858 г. М. написал
два скерцо, из которых одно инструментовано им для оркестра и в 1860 г.
исполнено в концерте русского музыкального общества под управлением А.Г.
Рубинштейна. Вслед затем М. написал несколько романсов и принялся за
музыку к трагедии Софокла "Эдип"; последняя работа не была окончена и
только один хор из музыки к "Эдипу", исполненный в концерте К.Н. Лядова
в 1861 г., издан в числе посмертных произведений М. Для оперной
обработки М. сначала выбрал роман Флобера "Саламбо", но вскоре оставил
эту работу неоконченной, как и попытку написать музыку на сюжет
"Женитьбы" Гоголя. Известность М. принесла опера "Борис Годунов",
поставленная на сцене Мариинского театра в СПб. в 1874 г. и признанная в
некоторых музыкальных кружках произведеним образцовым. В течение 10
последующих лет "Борис Годунов" бы дан 15 раз и затем снят с репертуара.
Только в конце ноября 1896 г. "Борис Годунов" снова увидел свет, но в
несколько ином виде. Н.А. Римский-Корсаков исправил, переделал и
переинструментовал заново "Бориса Годунова" и поставил его на сцене
большого зала музыкального общества (новое здание консерватории), при
участии членов "Общества музыкальных собраний". Фирма Бессель и К° в
СПб. выпустила к этому времени новый клавираусцуг "Бориса Годунова", в
предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет причины, побудившие
его взяться за эту переделку (плохая фактура и оркестровка). В Москве
"Борис Годунов" поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В
1875 г. М. начал драматическую оперу ("народную музыкальную драму")
"Хованщина" (по плану В.В. Стасова), одновременно работая и над
комической оперой на сюжет "Сорочинской ярмарки" Гоголя. Музыку и текст
"Хованщины" М. почти успел закончить, но опера не была инструментована;
последнее сделано Н. Римским-Корсаковым, который вместе с тем закончил
"Хованщину" и приспособил ее для сцены. Фирма Бессель и К° издала
партитуру оперы и клавираусцуг (1883 г.). "Хованщина" исполнена на сцене
спб. музыкальнодраматического кружка в 1886 г. под управлением С.Ю.
Гольдштейна; на сцене Кононовского зала в СПб. в 1893 г., частным
оперным товариществом; у Сетова в Kиеве в 1892 г. Довести до конца
"Сорочинскую ярмарку" оказалось невозможным, так как из этой оперы в
бумагах М. сохранились лишь немногие черновые наброски. М. - большой
самобытный талант, и притом талант чисто русский; он принадлежит к
группе музыкальных деятелей, стремившихся к оформленному реализму.
Национальность М. как композитора сквозит и в умении обращаться с
народной песней, и в самом складе его музыки, в ее мелодических,
гармонических и ритмических особенностях, на конец - в выборе сюжетов,
главным образом, из рус. жизни. М. - ненавистник рутины, для него в
музыке не существует авторитетов; на правила музыкальной грамматики он
обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь
сборник композиторских приемов прежних эпох. Всюду М. отдается своей
пылкой фантазии, всюду стремится к новизне. Юмористическая музыка вообще
удавалась М., и в этом жанре он разнообразен, остроумен и находчив;
стоит только вспомнить его сказку про "Козла", историю долбящего латынь
"Семинариста", влюбленного в поповскую дочь, "По грибы" (текст Мея),
"Пирушку". М. не любит останавливаться на лирических темах, да они ему и
плохо даются (лучше других его лирические романсы "Ночь" на слова
Пушкина и "Еврейская мелодия" на слова Мея); за то широко проявляется
творчество М. в тех случаях, когда он обращается к русской крестьянской
жизни. Богатой колоритностью отмечены песни М.: "Калистрат",
"Колыбельная Еремушки" (слова Некрасова), "Спи-усни, крестьянский сын"
(из "Воеводы" Островского), "Гопак" (из "Гайдамаков" Шевченко), "Светик
Савишна" и"Озорник"(обе последние - на слова самого М.) и мн. др.; М.
весьма удачно нашел здесь правдивое и глубоко драматическое музыкальное
выражение для той тяжелой, безысходной скорби, которая скрыта под
внешним юмором текста песен. Сильное впечатление производят
выразительной декламацией песни "Сиротка" и "Забытый" (на сюжет
известной картины В.В. Верещагина). В такой тесной, казалось бы, области
музыки, как романсы и песни, М. сумел найти совсем новые, оригинальные
задачи и вместе с тем применить новые своеобразные приемы для их
выполнения, что ярко выразилось в его вокальных картинах из детской
жизни под общим заглавием "Детская" (текст самого М.), в 4-х романсах
под общим заглавием "Песни и пляска смерти" (1875 - 1877; слова гр.
Голенищева-Кутузова; "Трепак" - картина замерзающего в лесу, в метель,
подвыпившего крестьянина; Колыбельная" рисует мать у постели умирающего
ребенка; другие два - "Серенада" и "Полководец"; все весьма колоритны и
драматичны), в "Царе Сауле" (для мужского голоса с аккомпанементом
фортепиано, текст самого М.), в "Поражении Сеннахериба" (для хора с
оркестром, слова Байрона), в "Иисусе Навине", удачно построенном на
оригин. еврейских темах. М. - плохой симфонист; его специальность -
музыка вокальная, как иллюстрация текста. Он образцовый декламатор,
схватывающий малейшие изгибы слова; в своих произведениях он всегда
отводит широкое место речитативу. Родственный Даргомыжскому по складу
своего таланта, М. примыкает к нему и по взглядам своим на музыкальную
драму, навеянным на него оперой Даргомыжского "Каменный гость". Несмотря
на неудачное либретто, на многие шероховатости и промахи "Борис Годунов"
- талантливое произведение, многие сцены которого (избрание Бориса на
царство, корчма на литовской границе, рассказ Пимена, смерть Бориса,
сцена у фонтана) блестят жизненностью, юмором, правдой и поэтической
красотой. В инструментовке М. мало опытен, хотя она иногда не лишена
колоритности и удачного разнообразия оркестровых красок; к музыке в
законченных формах, с развитием тематического материала, М. мало был
способен, да и не был склонен. Из оркестровых произведений М., кроме
упомянутых уже, заслуживает внимания "Интермеццо" (сочинено в 1861 г.,
инструментовано в 1867 г.), построенное на теме сурового характера,
напоминающей музыку XVIII в., и изданное в числе посмертных произведений
М., с инструментовкой Римского-Корсакова. Талантливая фантазия "Ночь на
Лысой горе" также закончена и инструментована Н. Римским-Корсаковым и с
большим успехом исполнена в 1886 г. в СП.; это - ярко колоритная картина
"шабаша духов тьмы" и "величания Чернобога". Укажем еще на ряд
музыкальных эскизов под заглавием "Картинки с выставки", написанных для
фортепиано в 1874 г., в виде музыкальных иллюстраций к акварелям В.А.
Гартмана. Все произведения М. изданы фирмой В. Бессель и Ко в СПб.;
многое издано и в Лейпциге, фирмой М.П. Беляев (см. каталог ее на 1895
г.). Биографические сведения и хронологические данные о композиторской
деятельности М. имеются в статье В.В. Стасова, напечатанной в "Вестнике
Европы" (май и июнь 1881 г.). См. его же "Перов и М." ("Русская
Старина", 1883, т. XXXVIII, стр. 433 - 458); его же, "М.П. Мусоргский.
Памяти его" ("Истор. Вестн.", 1886, март); его же,"Памяти М." (СПб.,
1885); В. Баскин, "М.П. Мусоргский. Биографич. очерк" ("Русс. Мысль",
1884, кн. 9 и 10; отдельно - М., 18870; С. Кругликов, "М. и его "Борис
Годунов" ("Артист", 1890, № 5); П. Трифонов, "М.П. Мусоргский" ("Вестн.
Европы", 1893, дек.). Брошюра о М. M. Pierre d'Alheim (П., 1896),
панегирического характера, серьезного значения не имеет.
|