Мурильо (Бартоломе Эстебан Murillo) - знаменитый испанский живописец,
глава севильской школы, род. в конце декабря 1617 г. в Севилье, учился у
Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жесткой манере до той
поры, пока приезд в названный город П. де Мойи, перенесшего туда стиль
ван Дейка, не убедил его в ее неудовлетворительности. Желание отделаться
от нее и вообще усовершенствоваться привело его в Мадрид, где его земляк
Веласкес доставил ему возможность изучать и копировать в королевских
дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей
свободной мастерской техникой, оказал сильное влияние на его развитие. В
1645 г. М. возвратился в Севилью совсем другим художником и вскоре
заслужил известность среди своих сограждан 11 картинами на сюжеты из
деяний прославленных францисканцев, исполненными для местного монастыря
их ордена. Из этих картин, рассеянных в настоящее время по разным
музеям, главные: "Св. Диего насыщает нищих" (в Мадридской академии
художеств), "Чудо св. Диего" или так наз. "Кухня ангелов" (в Луврском
музее в Париже), "Кончина св. Клары" (в Дрезденской галерее), "Чума" (у
герц. Поццо-диБорго, в Париже) и "Св. Диего, превращающий хлеб в розы"
(у Ч. Куртиса, в НьюЙорке). Уже в этих произведениях, несмотря на
тяжеловатость и резкость их тонов, ярко выказываются колористическая
наклонность и национальный, специально севильский характер М., берущего
натурщиков и натурщиц для своих фигур из народа. Значительно плавнее и
гармоничнее по краскам написанные им для севильского собора "Св. Леандр"
и "Св. Исидор" (оба в ризнице этого собора), и два главных в ряду
произведений средней поры его деятельности полотна: "Рождество
Богородицы" (1655, в Луврском музее) и "Видение св. Антония Падуанского"
(1656, в севильском соборе). В 1665 г. М. был занят работами для
севильской церкви С.-Mapия-ла-Бланка, из которых важнейшими могут
считаться четыре полукруглые картины: "Торжествующая Церковь"
(принадлежала лет 30 тому назад Пурталесу, в Париже), "Непорочное
зачатие" (в Луврском музее), "Основание базилики С.-Mapия-Маджоре, в
Риме" (в Мадридской академии художеств) и "Сон римского сенатора" (там
же). В 1668 г. из-под кисти М. вышла великолепная "Пресвятая Дева на
облаках с восемью, взирающими на нее, святыми" (в зале капитула
севильского собора), а в 1670 г. - одно из лучших его созданий в
колоритном отношении "Св. Семейство с св. Елизаветою и Иоанном
Крестителем" (в Луврском музее). Со второго из только что указанных
годов вообще начинается самый блестящий период творчества М. В 1674 г.
он окончил восемь больших картин, заказанных ему для церкви госпиталя
"де-ла-Каридад" и изображающих подвиги христианского милосердия -
произведения, бесподобные столько же по рисунку, перспективе и колориту,
сколько и по композиции и выразительности фигур и лиц. Три из них, так
наз. "Жажда" ("La Sed"; Моисей источает воду из скалы), "Умножение
хлебов и рыбы" и "Св. Хуан де Диос, переносящий больных", остались на
своем первоначальном месте, прочие же рассеялись по разным коллекциям
("Св. Елизавета Венгерская, моющая прокаженных" - в мадридской галерее,
"Ангел изводит ап. Петра из темницы" - в Императорском Эрмитаже, в
С.-Петербурге, "Посещение Авраама тремя ангелами" - в Стаффорт-Гоузе, в
Лондоне. "Христос в Силоамской купели" - у г. Томлина, в Суффольке, в
Англии). В 1675 - 76 гг. М. написал больше 20 картин для капуцинского
монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные:
"Пречистая Дева во славе", "Св. Антоний с МладенцемСпасителем" и "Св.
Франциск в экстазе", красуются теперь в музее этого города.
Приблизительно к тому же времени относится "Непорочное Зачатие",
принадлежащее тому же музею и представляющее едва ли не самое мастерское
изображение сюжета, многократно тpaктованного художником. В 1678 г. он
исполнил несколько картин для севильской больницы "de los Venerables
Sacerdotes", между прочим "Богоматерь во славе", составляющую одну из
главных драгоценностей Луврского музея. В 1682 г. М., со времени поездки
своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадикс, чтобы исполнить
для местного капуцинского монастыря большую алтарную картину "Обручение
св. Екатерины". Трудясь над ней, он по неосторожности свалился с
подмосток и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад в
Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года;
кадиксская картина была дописана его учеником, Ocopиo. Всех произведений
М. насчитывается свыше (по Куртису - 481; по Лефору - 478). Содержание
их по большей части религиозное. Значительную группу среди них
составляют изображения особого, созданного им типа, посвященные
прославлению Богоматери и известные под названием "L'Immaculata
Concepcion", "L'Asuncion" и "La Purisima". В произведениях этого рода (о
некоторых из их числа было упомянуто выше) Мадонна является в виде
отроковицы или юной девы, стоящей или парящей в воздухе, среди облаков,
и окруженной сонмом ликующих малюток, ангелов, нередко с лунным серпом
или земным шаром под ногами, с неподражаемо преданным в позе и лице
выражением девственной чистоты, кротости, молитвенного умиления и
неземного блаженства. Как в этих картинах, так и в других своих
религиозных произведениях М. поражает свободой, смелостью и силой, с
какими его пламенное одушевление идеальными темами выливается в
реалистические, национально-испанские формы. Пылкость фантазии иногда
мешает ему быть стильным в композиции, но зато он всегда полон жизни и
превосходен в колорите и светотени. В начале среднего периода его
творчества колорит его достигает до редкого богатства теплых,
пропитанных светом локальных красок, которые потом, в эпоху полного
развития его мастерства, приводятся к одному легкому,
воздушно-прозрачному общему тону, как нельзя более подходящему к его
спиритуалистическим, сверхъестественным сюжетам. М. писал также и сильно
реалистические жанры из севильской простонародной жизни, известные под
названием "Уличных ребятишек" - мальчиков и девочек, занятых едой, игрой
в кости, счетом мелких монет, продажей фруктов и т.п. Такие картины
можно видеть в Луврском музее, мюнхенской пинакотеке, в Имп. Эрмитаже, в
будапештской и многих других галереях. Из произведений М., не упомянутых
в предыдущих строках, особенно замечательны "Ревекка и Елеазар" и
"Воспитание Богородицы", в мадридск. музее; Мадонны Дрезденской галереи,
палаццо Питти, во Флоренции, палаццо Корсини, в Риме, севильск. и
мадрид. музеев; "Младенец Иоанн-Креститель с ягненком", в Лонд. национ.
галерее; "Видение св. Антония", в берл. музее; "Отдых св. Семейства на
пути в Египет", "Непорочное Зачатие", "Смерть Петра Арбуэза" и "Видение
св. Антония", в Имп. Эрмитаже, в котором вообще имеется 20 картин этого
знаменитого испанского художника. М. занимался также пейзажною и
ландшафтною живописью. При учреждении в Севилье в 1660 г. Академии
художеств, в которой впервые официально введено изучение нагого
человеческого тела, он был сделан ее директором, вследстие чего, а еще
более благодаря своему высокому таланту и славе, оказал сильное влияние
на многих живописцев местной школы. Из его непосредственных учеников
наиболее выдающиеся - М. Ocopиo, С. Гомез и Вильявисенсио, а из
подражателей - А.-М. де Тобар, X. де Вальдес-Леаль и Льоренте. Ср.
Fr.-M. Tubuno, "М., su eроса, su vida, sus cuadros" (Севилья, 1864; в
нем. переработке Т. Штромера и М. Иордана, Б., 1879); W. Scott, "М. and
the spanish school of painting" (Л., 1872); H. Lucke, "Bartolome Esteban
М." (в R. Dohrne, "Kunst u. Kunstler des Mittelalters und der Neuzeit",
I т.); Ch.-B. Curtis, "Velazquez and М." (Л., 1883); P. Lefort, "М. et
ses eleves" (П., 1892) и С. Justi, "Murillo" (Лпц., 1892).
|