Музы (Mousai) - мифические женские существа у древних греков. Гомер
(в Илиаде) и древнейшая поэзия чаще называют лишь одну М., знающую все,
что человек жаждет знать о богах, тайнах мироздания и судьбах героев;
она обо всем этом подает весть воспевающим героев рапсодам. Гомеровские
М. живут на Олимпе и увеселяют пением пирующих богов. Они любят и
поддерживают певца, который признает, что он всем им обязан, и
наказывают дерзновенных, думающих превзойти их в пении: так, они
ослепили за это фракийского певца Фамирида и лишили его дара пения. Во
многих местностях древней Греции встречается представление о трех М.,
соединяемых с Аполлоном и часто смешиваемых с харитами или нимфами
источников; предполагают, впрочем, что М. первоначально вообще были
богинями источников. Позже главными местами почитания М. были беотийские
города Аскра и Феспии, на склонах Геликона, где находились и древние
школы прорицателей и певцов; такое же соединение школы с центром культа,
вероятно, существовало и в Пиерии, у сев. подножия Олимпа, на родине
почитания М., называвшихся отсюда Пиеридами. Уже в "Одиссее" М.
насчитывается девять. Имена их со времен Гесиода ("Теогония", 77)
установились следующие: Каллиопа (по Гесиоду "знатнейшая" из всех М.),
Клио, Евтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания.
Их родителями слыли в мифологии Зевс и Мнемосина. Значение их долго
ограничивалось поэзией, пением и хороводной пляской, которым, по
представлению поэтов, они покровительствовали как бы сообща. Более
точное различение между областями отдельных М. ведет свое начало лишь со
времен ученой александрийской эпохи. Созданные в это время изваяния М.
невозможно обозначить отдельными названиями за недостатком подписей и
вследствие колебаний и противоречий в кратких описаниях и в подписях к
мозаикам римского времени. В эпоху римской империи легче провести
границу между призваниями большинства М., а также и изображениями их. На
развитие художественных типов М. повлиял дельфийский храм Аполлона, на
фронтоне которого изображены были Аполлон и М.; важную роль сыграли и
группы у Геликона, созданные, большей частью, Кефисодотом, отцом
Праксителя. В Мантинее найдены недавно рельефы подножий, из которых один
изображает состязание Аполлона с Марсием, а на каждом из двух других
изображены по три М., очень сходные с Гермесом Праксителя: по меньшей
мере концепция фигур М. принадлежит здесь Праксителю, или же они
скопированы с его так наз. Феспиад. Как богини пения М. находятся в
тесной связи с Аполлоном, любителем музыки и пения: его называли
предводителем М. Ср. Deiters, "Ueber die Verehrung der Musen bei den
Griechen" (Бонн, 1868); Trendelenburg, "Der Musenchor" (Б., 1876); O.
Bie, "Die Musen in der antiken Kunst" (Б., 1887); таблицы (1 - 3) в
"Bull. de corresp. hellen." (Афины, 1888); ст. Overbeck'a (в "Berichte
d. Sachsischen Ges.", 1888) и W. Mayer'a (в "Mitteil. d. Kais. Deutsch.
archaol. Instit.", афинск. отд., т. XVII, Афины, 1892). У римлян
соответствовавшими М. богинями-покровительницами поэзии были Камены.
|