Морган (Lewis Henri Morgan) - известный амер. этнолог и социолог
(1818 - 81). Будучи молодым человеком, вступил в тайное общество,
носившее название "Великого ордена ирокезов" и состоявшее из белых и
образованных краснокожих. Члены его задавались ближайшей целью сохранить
обычаи и нравы индейцев, а дальнейшей - отстоять за туземцами право
самостоятельного развития в рамках американской цивилизации и под
охраной федеральной конституции. М. был настолько увлечен деятельностью
этого общества, что поселился на некоторое время среди ирокезов
Нью-Йоркского штата и даже был "усыновлен" одним из их племен, сенеками.
Необходимость избрать себе какое-нибудь занятие заставила М. выйти из
общества, которое вскоре после того распалось, а М. получил известность
как адвокат. Уже с 1846 г. начали появляться в различных изданиях
интересные статьи о краснокожих, подписанные именем Шенандоаха: то был
псевдоним М. В 1851 г. вышел его первый большой труд о конфедерации пяти
ирокезских племен, под заглавием: "League of the Ho-de-no sau-nee or
Iroquois" (Ротчестер). Это было первое строго научное сочинение о
военной организации и социальном быте, формах брака, семьи и
наследования у краснокожих; особенное внимание М. обратила на себя
своеобразная система обозначения родства у ирокезов. Когда была
предпринята постройка железной дороги на южном берегу Верхнего озера, М.
сделался одним из директоров образованной для этого компании и каждое
лето, начиная с 1855 г. и до конца 60-х гг., жил на берегу Верхнего
озера, проводя свободное от занятий время в наблюдении и изучении
бобров. Основанный на этом изучении опыт "психологии животных" (как
выражается сам М.) появился в 1868 г., под заглавием: "The american
Beaver and his Works" (Филадельфия). В 1858 г., живя в Мичигане, М.
часто имел дело с племенем оджибвеев (Ojibways) и, наблюдая его
внутренний строй, пришел к заключению, что эти краснокожие, несмотря на
разницу языка, выработали те же самые формы родовой организации и ту же
систему родства, какую Морган нашел уже у ирокезов. Пораженный этим, он
составил программу вопросов, касающихся названий родства, и разослал
вопросные бланки к разным миссионерам и агентам правительства, живущим
среди индейцев, с просьбой сообщить термины, употребляемые у различных
племен. Сначала сведения стекались очень туго, и М. решил сам заняться
этим исследованием, посетив целую массу племен от Канзаса и Небраски до
территории Гудзонова залива, озера Виннипег и форта Бентон в Скалистых
горах. Повсюду он встретился с одинаковыми приемами обозначения степени
родства у краснокожих, несмотря на крайнюю разницу в диалектах. Это
навело его на мысль расширить объем исследуемого явления и проследить
систему родства по возможности на всем земном шаре. Он успел
заинтересовать в своих исследованиях вашингтонское ученое общество,
известное под названием "Смитсоновского института", и некоторых лиц,
занимавших важное официальное положение. С 1860 г. почти вся
корреспонденция, вызванная опросными бланками М., ведется через
Смитсоновский институт и при посредстве послов, консулов, агентов
правительства. К середине 60-х годов в руках М. скопился огромный
материал по интересовавшему его вопросу. В 1868 г. он представил ученой
комиссии Института обширный мемуар, в котором были систематически
обработаны полученные данные и который появился в свет в 1871 г., как
17-й том "Smithsonian Contributions to Knowledge", под заглавием:
"Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family". Помещенные
здесь таблицы названий родства и свойства охватывают 139 различных
племен и народностей, принадлежащих к трем крупным подразделениям
человечества. Обобщающие взгляды автора изложены в заключительной главе.
Рядом с изданием этого большого труда М. напечатал много журнальных
статей о различных сторонах жизни индейцев. Главное сочинение М.
появилось в 1877 г., под заглавием: "Ancient Society, or Researches in
the Lines of human Progress from Savagery through Barbarism to
Civilisation (Нью-Йорк и Лондон). В последние годы своей жизни М. был
занят большой монографией: "Houses and Houselife of the American
Aborigines" (Вашингтон, 1881), которая, между прочим, вносила
существенные поправки в традиционные воззрения писателей Старого, а
отчасти и Нового Света на древнюю цивилизацию ацтеков. Труд этот был
издан североамериканским правительством с гравюрами и фотографиями
главнейших индейских развалин, и составляет IV т. "Contributions to
North American Ethnology" (1881). Вклад М. в науку заключается в
следующем. Он впервые ясно и отчетливо показал, что у краснокожих
(ирокезов) племенная организация не основывалась на разрастании
потомков, происходящих от одного общего отца, "так как отец и дитя
никогда не были одного и того же рода". Он показал, что "родословная
велась здесь во всех случаях по женской линии". Сначала (в 50-х годах)
ему даже казалось, что тут лежало основное различие родовой организации
Нового Света от "всех таких же учреждений Старого". М. тогда же обратил
внимание на одну интересную особенность терминологиии родства у
ирокезов: они не делали никакого словесного различия между прямой и
побочными линиями ни в восходящем, ни в нисходящем порядке, за
исключением некоторых определенных случаев. Так, какой-нибудь вождь
называл, напр., безразлично своими матерями свою мать и ее сестер,
своими отцами - своего отца и его братьев, своими детьми - своих детей и
детей своего брата; но этот же вождь называл детей своей сестры уже не
своими детьми, а племянниками, как это делаем и мы, и т. д. М. подметил
также, что наследование у краснокожих происходит обыкновенно по женской
линии. Наконец, он описал политическую организацию ирокезов, представил
ее военной демократией с выборными вождями ("умеренной олигархией",
говорит он в одном месте) и уже в то время пытался сблизить ее развитие
с развитием политических учреждений в древней Греции. Материал,
собранный в течение 60-х годов М., помог ему расширить его
первоначальные взгляды. В своем сочинении о "Системах родства" он успел
уложить все разнообразные приемы обозначения родства у человека в две
группы. Одна из них - описательная, столь известная всем нам: она точно
определяет отношения каждого отдельного родственника к данному лицу.
Другая - классификаторская, находящаяся в употреблении у туранских,
малайских и американских племен, объединяет в один ряд целое поколение
лиц и, ставя их всех на одну доску, устанавливает их коллективное
отношение к данному лицу. Из этого, так сказать, филологического факта
М. (под влиянием своего друга, профессора Мак-Ильвэна) вывел чрезвычайно
важное социологическое заключение, а именно, что эти различные системы
родственных названий выражают в застывшем, кристаллизованном виде те
жизненные отношения, в каких люди некогда стояли друг к другу в половой
сфере и вытекавшей отсюда кровной родовой связи. Например, ирокез
называет детей своего брата своими детьми, а детей своей сестры - своими
племянниками. Отсюда М. выводит заключение, что некогда существовала
такая форма половых отношений, при которой группа мужчин находилась в
половой связи с группой женщин, сестер или кузин между собой, но отнюдь
не сестер этих мужчин. Эта форма брака (пуналуа) существует и поныне
кое-где на Гавайских и др. островах, тогда как тамошняя терминология
родства указывает на еще более примитивные формы половой связи. Восходя
по лестнице анализа различных ступеней родства, М. доходит до
существования в человечестве беспорядочных половых отношений всех мужчин
со всеми женщинами племени, и эти различные формы половой связи и
родовой организации являются для него последовательными этапами, которое
проходило все человечество. Новое и решительное развитие взгляды М.
получили в его труде о "Древнем обществе". Основную пружину
человеческого прогресса он видит в "открытиях и изобретениях", под
которыми разумеет главным образом развитие материальных отношений. Затем
он рассматривает три группы идей в их постепенном развитии, шедшем
параллельно с материальным прогрессом: идеи правительства, идеи семьи и
идеи собственности. Идея правительства прослежена начиная с
первоначальной, чисто родовой организации, как мы ее видим у
австралийцев, с их кланами и сложными запрещениями брака между мужчинами
и женщинами клана, и вплоть до современной политической организации,
опирающейся на "территориальном" начале. При этом сделана интересная
попытка найти тождественные этапы развития в Греции, Риме и у
краснокожих, как у обществ, постепенно переходивших от чисто родового
быта к срастанию кланов и племен в национальное целое. Идея семейной
организации прослежена в ее пяти различных формах, начиная от
сожительства братьев с сестрами и вплоть до современной семьи. При этом
указано на рост различных ограничений половой связи (и таким образом
объяснено существование "эндогамических" и "экзогамических" племен
Мак-Леннана), на первоначальную распространенность всюду (а не у одних
лишь краснокожих) родства по матери и матернитета и замену его
патриархальным строем. Наконец, идея собственности рассмотрена в ее
различных формах существования и передачи по наследству сначала всем
членам клана, затем агнатическим родственникам (сначала по женской,
затем по мужской линии) и т. д. В соч. о "Домах и домашней жизни
американских туземцев" М., на основании личных разведок, сделанных
главных образом в северной части Новой Мексики доказывает следующее:
громадные сооружения, которые испанские писатели приняли за дворцы
монарха, представляют собою общие дома первобытных коммунистов,
лепившихся целыми сотнями и даже тысячами в колоссальном улье,
состоявшем из бесчисленных каморок. Интересно, что в своем сочинении о
бобрах М. смотрит на сооружения бобрами плотин не как на результат более
или менее планомерной общей деятельности животных, а как на постепенное
вырастание целой колонии из независимой стройки жилищ отдельными семьями
бобров. Древний американец оказывается большим коммунистом, чем бобер).
- М. был не чужд промахов, скороспелых выводов, теоретических увлечений.
Он строил, например, чересчур однообразную и строго педантическую
лестницу различных фазисов "дикого состояния", "варварства" и пр. В его
сближениях между развитием общественнополитических учреждений у
классических народов и их развитием у краснокожих есть местами
неточности и натяжки. Он, может быть, недостаточно оттенил роль фикции в
представлении человека о кровном родстве и, может быть, слишком перегнул
палку в другую сторону, борясь с Мак-Леннаном, который не хотел видеть в
"системах родства" ничего кроме формы приветствий. Все эти недостатки не
мешают М. занять одно из самых видных мест среди этнологов и социологов,
хотя Энгельс и преувеличивает, сравнивая М. с Дарвином. См. Fr. Engels,
"Der Ursprung der Familie, des Privateigenthums und des Staats"
(Штутгарт, 1892, 4-е изд.).
Р.
|