Моралите (фр. Moralite) - особый вид драматического представления в
Средние века и в эпоху Возрождения, в котором действующими лицами
являются не люди, а отвлеченные понятия. Уже между древнейшими
мистериями почти всех стран Европы встречается представление притчи о
женихе и 10 девах - М. в зародыше. В латинской мистерии об антихристе и
римской империи ("Ludus paschalis de adventu et interilu Antichristi"),
появление которой относится к царствованию Фридриха Барбароссы, между
действующими лицами встречаются Церковь, Синагога, Лицемерие. Ересь и
пр. Наклонность выводить на сцену такие лица особенно усиливается к
концу XIII в., когда все выдающиеся произведения светской поэзии
принимают дидактико-аллегорический характер (см. Роман Розы). Тогда в
сводные мистерии, в особенности ветхозаветные, входят целые ряды сцен в
роде "Proces de Paradis", т. e. судбища между Милосердием и Миром с
одной стороны, Справедливостью и Правосудием с другой - за род
человеческий. Тогда же (в XIV - XV вв.) М. выделяются в особый вид
драматич. представлений, цель которых - первоначально нравоучительная:
отвлекать человечество от пороков к добродетели; а так как лучшее
средство сделать порок ненавистным есть его осмеяние, то нравоучение М.
легко переходит в сатиру. Во Франции (специально в Париже) этот вид
представлений, по-видимому, пропагандировало братство базошей. Одним из
старейших (около 1440 г.) М. считается la Farce de la Pippee (pippee -
ловля птиц на приманку), осмеивающее модников. Из наиболее серьезных М.
известно явившееся около 1475 г. "Moralite du bien advise et du mal
advise" (около 8000 стихов), развивающее мысль о двух путях -
добродетели и порока; в заключение bien advise попадает в царство
небесное, а его соперник - в ад. К концу XV в. относится М. "Les enfants
de Mainienanlou l'eduraiion" (ок. 2000 стих.), бичующее страсть горожан
воспитывать сыновей выше уровня своего сословия. В начале XVI в.
подновляется старое М. с латинским заглавием: Miindus, Сого, Daenionia
(Мир, Плоть, Демоны), изображающее победоносную борьбу христианского
рыцаря с приманками мира. В 1507 г. врач Nicolas de la Chesnay
опубликовал "Диэтетику", в которую вставлено "Осуждение пирушки"
(Coudamnation du Banquet) - живо написанное М. на тему о вреде
неумеренности в пище и питье ("злодеями" пьесы являются Колики,
Апоплексия и пр.). Еще популярней и влиятельней этот род представлений
был в Англии, где М. вскоре перерождаются в комедию нравов. От начала XV
в. мы имеем: "The Castle of Perseverance" ("Замок Постоянства" - в нем
заключился род человеческий, осаждаемый 7-ю смертными грехами, под
предводительством Мира, Плоти и Дьявола), Mind, Will and Unterstanding
(Характер, Вола и Разум) и Mankind (Человеческий род). От времени
Генриха VII дошел целый ряд М., таких же серьезных и назидательных; к
той же эпохе относится и "Чapoдей" ("Nigromansir") Скельтона, где, кроме
аллегорических фигур, действуют и "типы" - Вызыватель духов и Нотариус.
От первых лет Генриха VIII мы имеем весьма популярное М. "Гик Скорнер",
неизвестного автора, где нравоописательный и сатирический элементы еще
сильнее. Так как М., по природе своей - вид поэзии весьма подвижной и
свободной, то именно через их посредство театр принимает участие в
религиозной борьбе того времени: мы имеем рядом М. "Every Man" ("Всякий
человек"), которое, посредством талантливой драматизации известной
притчи об испытании друзей, проводит католическую идею оправдания
посредством добрых дел, и "Lusty Juveotus" ("Веселая юность"),
защищающее протестантское учение об оправдании верой и изображающее
победу Новой Веры (New Cusloul) над Превратным Учением (Perverse
Doctrine), скрывающим от народа Евангелие. Протестантскую тенденцию еще
с большей энергией проводит М. Натаиэля Вудса: "Борьба с совестью" ("The
Conflict of Conscience"). Некоторые М. той же эпохи проводят идею о
необходимости гуманистической науки; были М. и с чисто политической
тенденцией. Чем дальше, тем все большее значение получали в моралите
живые лица, превращающие аллегории в настоящую национальную драму. Из
постоянных "типов" М. доживает до Шекспировской эпохи Порок (Vice),
одетый в шутовской костюм, постоянно сопровождающий дьявола, чтобы
дурачить его, и в конце концов попадающий в преисподнюю. В позднейшее
время пережитком М. являются фамилии действующих лиц комедий,
указывающие на их свойства (Простаков, Скотинин, Ханжихина и пр.).
Литература о М. та же, что о мистериях. Кроме того см. Leroux de Lincy
et Fr. Michel, "Recueil de Farces, Moralites et Sermons joyeux" (Пар.,
1837): P. L(acroix) Jacob, "Recueil de Farces, Sotties et М. du XV s. "
(11., 2 изд., 1876); E. Mabille, "Choixde Farces, Sotlies et Moralites
des XV et XVI s. " (Ницца, 1873); Dodsley, "Collection of old English
Plays" (новое изд., Лонд., 1874). См. статью об англ. драме Н. И.
Стороженка, в III т. "Всеобщей истории литературы" Корша и Кирпичникова.
А. Кирпичников.
|