Мопассан (Анри Рене Альберт Гюи de Maupassant) - известный франц.
романист (1850
- 1893). Принадлежа к аристократическому лотарингскому роду, осевшему
в Нормандии, М. с детства пользовался прекрасным здоровьем, хотя мать
его, родственница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а брат, по
профессии врач, умер в лечебнице душевнобольных. Поступив в коллегию,
содержимую духовенством, бойкий юноша не мог ужиться с монашеской
дисциплиной заведения и перешел в руанский лицей, где и окончил курс.
Проделав франко-прусскую кампанию простым рядовым, М. пополнил свое
образование чтением и особенно пристрастился к естествознанию и
астрономии. Чтобы устранить тяготевшую над ним опасность наследственного
недуга, он усиленно работал над физическим своим развитием и, благодаря
разнообразному спорту, сделался совсем богатырем. Разорение, постигшее
его семью, заставило М. поступить чиновником в морское министерство, где
он пробыл около 10 лет. Плохой служака, М. тяготел к литературе. В
течение свыше шести лет М., тесно сблизившийся с Флобером, сочинял,
переписывал и рвал написанное; лишь после долгого искуса выступил он в
печати, когда Флобер признал его произведение достаточно зрелым и
совершенным в стилистическом отношении. Первый рассказ М. вышел в свет в
1880 г., вместе с повестями Зола, Алексиса, Сеара, Энника и Гюисманса, в
сборнике "Les soirees de Меdan". Начинающий писатель поразил своей
"Bonie de suif" литературные кружки, проявив тонкую иронию и большое
искусство сжатой и вместе с тем выпуклой, яркой характеристики. В том же
году М. выпустил сборник стихотворений: "Vers" (1880), среди которых
особенно замечательны пьесы: "Le mur", "Au bord de l'еаu", "Desirs" и
"Venus rustidne". Помещенный там же драматургаческий опыт в стихах
("Histoire du vieux temps") доставил М. положение хроникера в газете
"Gaulois" и дал ему возможность бросить службу. Хотя М. в начале своей
литературной деятельности и прослыл последователем Зола, он далеко не
был сторонником "натуралистической" школы, признавая ее узкой и
односторонней. В предисловие к роману "Pierre et Jean" М. осуждает
доктринерский реализм и основным положением своей эстетики ставит
искусство ясно и убедительно воспроизводит перед читателем свои
субъективные взгляды на явления действительности. Достоинство творчества
заключается, по мнению М., не столько в завлекательности фабулы, сколько
в искусном сопоставлении явлений обыденной жизни, иллюстрирующих
основную тенденцию произведения. Пускай писатель понимает, наблюдает и
воспринимает, руководствуясь вполне своим темпераментом: надо только,
чтобы он был художником. В сущности любой из писателей, хотя бы и
реалист, создает себе, сообразно со своей индивидуальностью, особую
иллюзию внешнего мира - мрачную или жизнерадостную, поэтическую,
циничную. Он даже и не имеет иного назначения, как точно воспроизводить
именно свои иллюзии, с помощью доступных ему приемов творчества и если
он действительно велик, то личная его иллюзия воспринимается и его
читателями. Талант достигается терпением: нужно долго и внимательно
рассматривать то, о чем собираешься писать - тогда только и находишь в
нем стороны, никем не замеченные раньше. Любому писателю, - разве кроме
гениев, находящихся под влиянием непреодолимой силы творчества, -
приходится считаться с материальными трудностями закрепления мыслей и
понятий: каков бы ни был характер трактуемого предмета, есть одно только
настоящее слово для его обозначения, одно прилагательное для его
определения, один глагол для выражения ее действия - и их то именно надо
найти, не удовлетворяясь приблизительным выражением. Флобер, поставив
себе приблизительно подобные же эстетические идеалы, наложил путы на
свое творчество и написал за всю жизнь лишь шесть небольших томиков. М.,
наоборот, проявил большую плодовитость: за одиннадцать лет он создал
целый ряд сборников мелких повестей, обозначенных в заголовке по имени
первого разсказа (до 16 томов); в то же время им написаны крупные
романы: "Une vie" (1883), "Bel Ami" (1885), "Mont Oriol" (1887), "Pierre
et Jean" (1888), "Fort comme la mort" (1889) и "Notre coeur" (1890), а
равно и описания пережитого и передуманного за время экскурcий: "Au
Soleil" (1884), "Sur l'eau" (1888) и "La vie en ante" (1890). Эти
произведения доставили М. одно из первых мест в новейшей французской
новеллистики. Лучшие французские критики единогласны в восторженных
приговорах о М. По словам Зола, он удовлетворяет все умы, затрагивая
всевозможные оттенки чувств, и сделался любимцем публики потому, что
обладал добродушием, глубокой, но незлобивой сатирой и беcхитростной
веселостью. Ж. Леметр называет М. писателем классическим. В России М. в
литературной среде пользуется расположением издавна, благодаря почину
Тургенева; он близко узнал М. у Флобера и ставил его, как
повествователя, непосредственно вслед за гр. Л. Н. Толстым. Не менее
сочувствует М. и сам Толстой, посвятивший характеристике его целую
статью в XIII томе собраний своих сочинений. Ни мнению Льва Толстого,
"едва ли был другой такой писатель, столь искренно считавший, что все
благо, весь смысл жизни
- в женщине, в любви... и едва ли был когда-нибудь писатель, который
до такой ясности и точности показал все ужасные стороны того самого
явления, которое казалось ему самым высоким и дающим наибольшее благо
жизни". Произведения М. имели огромный успех; он довел свой заработок до
60 тыс. фр. в год и, широко поддерживая мать и семью брата, ни в чем не
стеснял и себя относительно житейского комфорта. Чрезмерное умственное
напряжение быстро подорвало здоровье М. Насмотревшись на слабости,
бедствия и глупость людей, иронизируя над вечной и тщетной погоней за
счастьем, он глубоко проникается сознанием человеческого ничтожества и
посредственности, сторонится от людей, окружает собственную жизнь
таинственностью. С 1884 г. он подвергается причудливым нервным
припадкам; по мере возрастания разочарованности и ипохондрии; он впадает
в беспокойный идеализм, терзается потребностью найти ответ на то, что
ускользает от чувств. Это настроение находит себе выражение в ряде
повестей, между прочим в "Horla". При этом М. начинает провидеть и лично
для себя трагическую развязку, так как в область неизведанного художники
проникают, насилуя свою природу и истощая свой мыслительный аппарат.
"Все, кто погиб от размягчения мозга (Гейне, Боделэр, Бальзак, Мюссэ, Ж.
де Гонкур) - разве не оттого они погибли, что усиленно старались
повалить материальные стенки, в который стиснут человеческий разум?" Ни
светские успехи, ни сотрудничество в разборчивой и исключительной "Kevue
des denx Mondes", открывающей двери в академию, ни успех на сцене
Gymnase комедии "Musotte", ни получение академической премии за комедию
"La Paix du menage" - ничто не могло восстановить нарушенное душевное
спокойствие М. В декабре 1891 г. нервные припадки довели его до
покушения на самоубийство; водворенный в лечебницу душевнобольных близ
Пасси, М. сначала возвращался к сознанию, но затем припадки буйства
стали посещать больного все чаще, и прогрессивный паралич мозга свел его
в могилу. В рус. переводе сочинения М. появлялись неоднократно в
журналах, а в 1894 г. изданы и особым собранием (2-ое изд. 1896). К XII
т. приложена изящная характеристика М., принадлежащая С. А.
Андреевскому, и статей о М. Леметра, Думика и Зола. М. всегда с большой
брезгливостью оберегал свою интимную жизнь от досужих вестовщиков;
подробности его жизни мало известны и не дают материала для
сколько-нибудь точной в подробной биографии. В. Ш.
|