Монотеизм (от monos единый и deos Бог) - вера и поклонение единому
Богу. М., как религиозная форма, противоположен политеизму; как
философское учение, он отличается не только от политеизма, но и от
пантеизма, деизма и теизма. Религиозный М. в совершенной форме -
создание семитских народов. Вопрос о возникновении и смене религиозных
форм до сих пор разрешается различно. Для характеристики этой
противоположности могут служить воззрения Давида Юма и Шеллинга; каждый
из них имеет и ныне многих последователей. Юм в своем исследовании о
религии говорит: "неоспоримая истина, что восходя лет за 1700 до Р. Хр.
мы находим все народы идолопоклонниками и чем более углубляемся в
древность, тем более видим людей погруженными в идолопоклонство. Мы не
замечаем там ни малейшего следа более совершенной религии; все древние
памятники представляют нам политеизм как учение утвердившееся и всеми
признаваемое... Если же, насколько мы можем следовать за нитью истории,
мы находим человечество преданным многобожию, то можем ли мы думать, что
во времена более отдаленные, прежде открытия наук и искусств, могла
существовать более совершенная религия, могли преобладать начала чистого
единобожия? Думать так, значило бы утверждать, что люди открыли истину,
когда были невежественными и варварами, а как скоро начали
образовываться и научаться, впали в заблуждение!" Сторонники юмовского
воззрения на развитие религиозного сознания представляют себе его
следующим образом. Первоначальная форма религии есть фетишизм, т. е.
представление, что божественное начало распространено во всей природе и
что посему любая вещь может стать предметом поклонения, ибо имеет
влияние на жизнь человека. Фетишизм сменяется политеизмом, когда
сознание отличило некоторые явления природы, признало их однородными и
объяснило их функциями различных божеств. Наконец, логическая
несообразность многобожия ведет за собой признание единого Бога, как
результат вооруженного научной критикой сознания. - В противоположность
юмовскому воззрению, Шеллинг утверждает, что "эзотерическая религия - по
необходимости М., подобно тому как экзотерическая религия точно также по
необходимости впадает в политеизм, в какой бы то ни было форме"
("Philosophie und Religion", 1804). Врожденный бессознательный М. должен
распасться в сознании и стать политеизмом, чтобы, пройдя через эту
ступень, стать сознательным М. Эту точку зрения в наше время защищает
Макс Мюллер. Признание единого Бога Мюллер считает неотделимым от
сущности человека; человек является на свет с чувством зависимости от
существа более могущественного, чем он. Первоначальная интуиция Божества
и неуничтожимое чувство зависимости могут быть лишь результатом
откровения. Эта первоначальная интуиция и есть корень всех существующих
религиозных форм. Ученые, утверждающие, что политеизм более
соответствует неразвитому сознанию первобытных народов, забывают, "что
ни в одном языке множественное число не предшествует единственному. Ни
один человек не мог создать представления о нескольких богах ранее
представления об одном Боге"... ("Семитический М." - статья по поводу
книги Ренана: "Histoire generale et systeme compare des langues
semitiques", 1858). Доказательство М. Мюллера, основанное на доводах
филологического и логического характера, погрешает, однако, в одном
пункте. Нужно различать представление о Божестве от веры в Божество.
Представление об едином Боге логически должно было предшествовать
политеистическим представлением, но вера, может быть, и не соединялась с
первоначальной идеей. Мнение Шеллинга и Макса Мюллера о том, что
политеизм представляет собой порчу первоначального религиозного
сознания, должно точно также быть подвергнуто критике на основании
фактического изучения религиозных форм, как и противоположное воззрение.
Фактов для решения вопроса собрано пока еще слишком мало и они
недостаточно твердо установлены; напр., о религиях африканских народов
до последнего времени знали весьма мало, и некоторые исследователи,
напр., Г. Фритш, из отсутствия у них слова для обозначения Бога напрасно
заключали об отсутствии самого понятия. Ливингстон не встречал
африканца, у которого не было бы веры в высшее существо, творца неба и
земли (см. W. Schneider, "Die Religion der africanischen Naturvolker",
Мюнстер, 1891). Политеистические воззрения обыкновенно получают
некоторое ограничение в том, что одно из Божеств признается верховным;
таким образом, во всяком политеизме есть уже зародыш единобожия. Не
следует упускать из виду и того, что политеизм мог образоваться путем
признания равноправности различных божеств, чтимых в местных культах,
как то было, напр., в Греции и Риме.
В философском отношении М. тождественен с теизмом и состоит в
признании личного, единого, свободного и разумного начала, не только
сотворившего мир, но и управляющего им. Теизм противоположен как
атеизму, т. е. отрицанию Божества, так и деизму, т. е. признанию
некоторой сверхприродной первопричины всех явлений; деизм стоит
посередине между атеизмом и пантеизмом, т. е. отождествлением природы и
Божества. В философии религии значение имеет лишь противоположение
теизма пантеизму. Философия религии, созданная крупными идеалистическими
системами Фихте, Шеллинга и Гегеля, проникнута пантеистическими
воззрениями, коренящимися в философии Спинозы. Главный недостаток
пантеизма состоит в трудности обосновать нравственность, главное
достоинство теизма - в ясности и отчетливости нравственных требований.
Философия религии стоит и поныне под влиянием гегелевских представлений,
и вряд ли ей удалось избавиться от пантеистич. теорий.
Кудрявцев-Платонов, один из талантливых защитников теизма, приходит,
путем критики философских теорий, к следующим трем положениям: 1)
религия не может быть не имеющим никакой истины и значения случайным
произведением низших познавательных сил и стремлений человеческого духа.
Самое существование ее в роде человеческом немыслимо без предположения
истины бытия высочайшего предмета религии - Божества (результат критики
атеистических понятий о религии, в частности учения Фейербаха). 2)
Признание истины бытия существа высочайшего необходимо предполагает и
живое отношение Его к человеку, следовательно, участие Его в деле
религии; к признанию такого участия ведет несостоятельность теорий,
которые, упуская из виду эту живую связь между Творцом и человеком,
искали начала религии в одной самостоятельной деятельности его
собственных сил - рассудка (рационализм) или нравствен ной воли (Кант).
3) Но, с другой стороны, самая самостоятельность человека, как существа
разумносвободного и отличного от Божества, не позволяет нам увлекаться и
противоположной крайностью: или видеть в религии одно только
действование Божества в человеке, известный момент его саморазвития и
самосознания (Гегель), или умалять участие человека в деле религии,
ограничивая его одним только страдательным восприятием действий Божества
в нашем духе (Якоби и Шлейермахер). Самостоятельность человека
предполагает, поэтому, самодеятельное участие его в образовании религии
и способность к тому ("Сочинения", т. II, I выпуск, стр. 279).
Литература. O. Pfleiderer, "Religionsgeschichte auf geschichtlicher
Grundlage" (Б. 1878); Max Muller, "La science de la religion" (Париж,
1873); Punjer, "Grundriss der Religionsphilosophie" (Брауншвейг, 1885) и
"Geschichte des christlichen Religionsphilosophie" (там же, 1880 -
1883); Chantepie de la Saussaye, "Lehrbuch der Religionsgeschichte"
(Фрейбург, 1887 - 89); Вл. Соловьев, "История и будущность теократии,
исследование всемирно-исторического пути к истинной жизни. Т. 1.
Философия библейской истории" (Загреб, 1887). Много материалов в журнале
"Revue de l'histoire des religions" (Париж, 1880 и след.; вышло 32
тома).
|