Монолог - речь наедине, произносимая действующим лицом в драме, а
также рассказ или торжественное обращение к другим лицам. Вообще под М.
подразумевается эпизодическое появление в драме отрывков эпического или
лирического характера, побуждающих зрителя к некоторому размышлению, к
остановке на данном моменте действия. М. не есть неизбежная часть драмы;
развитие его представляется неравномерным, отчасти случайным.
Древне-классическая драма не способствовала развитию М. Аристотель в
своей "Поэтике", говоря о главных элементах драмы, отводит М. последнее
место. Он является у древних или в виде монодрамы, или в виде лирических
отступлений, вложенных в уста хора (пессимистические размышления о жизни
в "Эдипе в Колоне" Софокла), или в виде рассказов так наз. вестников
(как в "Антигоне" Софокла). Иногда, впрочем, М. в современном значении
слова встречается и в античных драмах. Аристотель жалуется на то, что
более ранние поэты зачастую влагали в уста своих лиц М. политического
характера, а современные философу драматурги - М. риторические,
адвокатского пошиба. Более правильное развитие М. мог получить лишь при
смене античной "драмы положения" новейшею "драмою характеров", когда
главным содержанием драмы стало действие, происходящее в душе человека.
Даже у Корнеля и Расина встречается лирический М., явно противоречащий
основам ложноклассической трагедии. Вполне свободно и сознательно
пользуется М. Шекспир; в особенности богат монологами "Гамлет". М. "Быть
иль не быть" до того часто выделяли из трагедии, что, по замечанию
Льюиса, даже актеры перестали обращать внимание на его значение в
действии и читают его так, как будто это просто прекрасное рассуждение о
жизни и смерти, излюбленное публикою. Верный взгляд на М. выказали в
своих драмах Шекспир и Гёте, старавшиеся примирить "драму положения" с
"драмой характеров"; М. в этих драмах, как и у Шекспира, никогда не
выходит из границ характеристики действующего лица. Напр., лирический
монолог Иоанны в "Орлеанской деве" Шиллера ("Молчит гроза военной
непогоды") есть одно из самых драматических мест трагедии, так как на
глазах зрителя из столкновения внутренних чувств долга и страсти
возникает как бы ропот против небесных сил, постепенно растущий и
достигающий все большого напряжения. При дальнейшем развили лирического
элемента в европейской драме М. получил еще более важное значение,
особенно в драмах романтиков начала и первой половины XIX в. Так,
байроновский "Манфред" состоит почти целиком из одних М.; в "Вильяме
Ратклифе" Гейне, трагедиях Грильпарцера, драмах Виктора Гюго М. играет
первенствующую роль. Из романтической трагедии М. перешел и в мелодраму.
Русская драматургия XVIII и XIX в. отчасти отражала в себе направления
европейской драмы и, сообразно этому, менялись взгляды авторов на роль
М. В общем, русская драма не злоупотребляет М.: так, в "Борисе Годунове"
Пушкина М. не выходит из пределов характеристики, а Островского (напр. в
комедии "Не было ни гроша, да вдруг алтын" М. скупца в последнем акте)
М. есть в то же время монодрама. В. новейшей европейской драме, под
влиянием натурализма уклоняющейся от психологии и незаметно
возвращающейся к типу античной драмы (на этот раз роль "рока" играют
бессознательные инстинкты, "природа"), М. перестает играть существенную
роль и даже совершенно упраздняется у Ибсена, Гауптмана, Стриндберга; то
же замечается и у нас ("Доктор Мошков" Боборыкина). Это явление
знаменует лишь реакцию против злоупотреблений лирическим элементом
драмы, а отнюдь не полное упразднение М., являющегося, как с точки
зрения сценического эффекта, так и с точки зрения поэтических
требований, одною из законных условностей драматического искусства.
Монологам тенденциозного характера, с намеками на современность,
особенно благоприятствует комедия. В греческой комедии (Аристофан) хор в
известном месте обращался к зрителям с так наз. "парабасой", т. е.
беседой, не имевшей прямого отношения к действию комедии: о текущих
делах республики, об общественных нравах и т. п. Роль таких "парабас" в
новой комедии играют М. личностей в роде Мольеровского Альцеста или
Грибоедовского Чацкого, или Гоголевского городничего в "Ревизоре" ("Чего
смеетесь?... над собою смеетесь!"). В особенности процветает этого рода
М. в новейшей парижской комедии на "злобы дня" Дюма-сына, Сарду и т. п.
Они влагаются в уста так наз. "резонера" комедии, заменившего древний
комический хор.
Вс. Ч.
|