Монархия - форма государственного устройства (или самое государство,
в котором господствует такая форма), обыкновенно противополагаемая
республике. По обычному представлению, они различаются тем, что в М.
верховная государственная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся
ею по собственному праву, не делегированному ему никакой другой властью,
тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам,
всегда на определенный срок, народом или какой-либо его частью, которому
или которой принадлежит суверенитет. Какое определение может считаться
верным разве только в применении к современным цивилизованным
государствам. В течение тысячелетий государственной жизни человечества
формы государственного устройства вообще и М. в частности были до
крайности разнообразны; обнять всю их совокупность несколькими стройными
формулами не представляется возможным. Слово М. происходит от греческих
monoV (один) и arch (власть) и обозначает единовластие, единодержавие;
между тем, существовали М. с двумя царями во главе (Спарта); иногда
говорят (Полибий) о власти двух консулов, как о монархическом элементе
государственного устройства Рима. В некоторых государствах лицо,
обозначаемое именем монарха, иногда бывало настолько лишено реальной
власти, что самое отнесение государства к типу М. или республики
вызывает серьезные сомнения (Спарта, Рим периода царей).
Противоположение М. и республики есть создание нового времени; у древних
(Аристотель) государства делились на М., аристократ и политии, М. же в
свою очередь делились на правильные и неправильные, т. е. на собственно
М. и тирании, смотря по тому, стремится ли монарх к осуществлению
личного или общего блага. При всей распространенности в настоящее время
классификации государств на М. и республики, она не является безусловно
общепризнанным; многие пытаются удержать деление Аристотеля, с
некоторыми поправками, другие ищут принципа классификации не в
организации власти, а в ее отношении к личности, обществу или своим
задачам, и потому говорят даже о "республиканских М." (Кант). В истории
постоянной смены государственных форм можно отметить следующие
главнейшие типы М., рядом с которыми, однако, существовали и многие
другие. В начале государственной жизни всех арийских народов мы находим
М., но с властью монарха до чрезвычайности ограниченной общенародными
собранием или собранием старейшин, или тем и другим вместе (сенат и
comitiacariata в Риме); обязанности монарха - преимущественно военные, к
которыми часто присоединяются жреческая и судебная. Принцип
наследственности власти в это время является далеко не установленным,
так как главным основанием власти является личное достоинство
(наследственность конкурирует с избранием). В дальнейшем своему развитию
М. или уступает место республике, или, напротив, крепнет; в таком случае
ограничении отпадают и власть делается наследственной. Своеобразным
типом монархии является Римская империя, в которой республиканские
учреждения долгое время сочетались с весьма сильной властью главы
государства, формально не носившего титула монарха, а возлагавшего на
себя лишь различные республиканские должности; но в последующий период
imperator и prinсeps обратился в настоящего неограниченного, в
наследственного монарха. В феодальную эпоху монархическая власть
основывается на крупном землевладении и является весьма слабой. В это
время вырабатывается тип М. с правильно избираемым пожизненно монархом
(Польша, свящ. Римская империя; сюда же нужно причислить избрание папы,
бывшего светским главой Церковной области). Император свящ. Римской
империи жалует герцогскиe и другие титулы, дающие монархическую власть,
основанием которой, рядом с приобретением по наследству и избранием,
является, таким образом, пожалование. На рубеже средних и новых веков
возникают сильные абсолютные М.; их правители постепенно уничтожают
остатки сословно-представительных учреждений. В XIX в. власть монархов в
Зап. Европе понемногу ограничивается, но уже не сословным, а
общенародным представительством. В настоящее время все М. резко делятся
на неограниченные и ограниченные или конституционные. Черты, общие М.
обоих видов: во главе государства стоит монарх, пользующийся своей
властью по наследству (избирательный М. отошли в область истории; даже
лицо, являющееся основателем династии, приобретает власть на
наследственном начале), т. е по собственному праву, "милостью Божией",
как это обыкновенно говорится в его титуле, или же "милостью Божией и
волей народа". В силу этого монарх является юридически неответственным
(неответственным за свои политические действия может быть и президент
республики). Монарху принадлежит вся полнота верховной государственной
власти: он является источником всякого права (другими словами, только с
его соизволения постановление может приобрести силу закона); он стоит во
главе исполнительной власти; его именем отправляется правосудие; ему
принадлежит, в более или менее значительной степени, право помилования;
в международных отношениях только он один представляет государство.
Монарх пользуется титулом (императора, короля, герцога, князя), получает
значительное содержание из государственного казначейства, имеет право на
особенную охрану своей личности. Различие между ограниченными и
неограниченными монархиями заключается в том, что в последних всеми
перечисленными правами монарх пользуется безусловно и независимо от
какой бы то ни было иной власти, а в первых - при посредстве или
обязательном содействии органов или властей, имеющих существование
независимое от его личности. Попытки различать собственно М. от деспотий
или тираний продолжаются и поныне, но в замен психологического основания
Аристотеля признается необходимым основание юридическое. Монтескье
находит его в признаке полной неограниченности власти монарха в деспотии
и ограничении ее неотъемлемыми привилегиями какого-либо сословия в
монархии; но эта классификация применима не ко всем неограниченным
монархам. Другие видят признак деспотизма в смешении законодательной,
судебной и исполнительной власти (Кант). Наконец, в самое новейшее время
выдвигают (Градовский) господство принципа законности в
противоположность произволу; в деспотиях, по этой теории, основанием для
решения всякого вопроса может явиться воля монарха, выражаемая ad hoc,
тогда как монархи управляются, как это выражено в основных законах
Российской империи, "на твердых основаниях законов, учреждений и
установлений, от самодержавной власти исходящих" - законов обязательных
для самой верховной власти, пока они не будут отменены в общем порядке,
ею же законно установленном. Это различение, выдвигающее правильный, с
юридической точки зрения, принцип, на практике имеет не всегда
одинаковое значение. Монархии конституционные, в свою очередь, делятся
на два вида: М. представительные или дуалистические и М. парламентарный.
И в тех, и в других М. делит власть с парламентом, но в первых за ним
остается вся исполнительная власть, тогда как во вторых он и ее
отправляет через посредство министров, ответственных перед парламентом.
Обычным юридическим способом ограничения власти монарха является
постановление, что никакое его повеление не имеет силы, пока оно не
контрасигновано соответственным министром. В М. первого типа министры
ответственны только перед самим монархом, назначаются и смещаются им;
обязанность монарха подчиняться парламентам в законодательной сфере
гарантируется в таких государствах (хотя весьма недостаточно, как это
доказывает пример Пруссии в эпоху конфликта 1862 - 66 г.) правом
парламента вотировать бюджет. В М. второго типа министры ответственны
перед парламентом, и хотя назначаются монархом, но низвергаются
парламентскими вотумами недоверия. В государствах последнего типа у
монарха осталось очень мало реальной власти. Никакое его желание, даже
такое частное, как относительно помилования преступника, de facto не
может быть исполнено, если оно вызывает недовольство парламента;
парламенты ограничивают даже свободу монархов в чисто личных делах
(браки, дворцовые служители). Между тем de iure за монархом остается
громадная власть: и окончательное утверждено законов, и их исполнение, и
назначение и смещение всех чиновников, и объявление войны, и заключение
мира - все это лежит на нем, но он может исполнять все это лишь в
согласии с волей народа, выражаемого парламентом. Монарх "царствует, но
не управляет"; однако и он представляет свое государство, является его
символом. Было бы неправильно сказать, что в таких государствах активная
роль монарха сведена к нулю. Если монарх желает, он может тормозить
правильный ход государственной машины, вызывая министерские кризисы,
отказывая в своей санкции парламентским постановлениям, распуская
парламент, производя давление на него или на избирателей и проч. (лучший
пример - Сербия). Еще значительнее его роль, если он хочет действовать
конституционно; являясь главным представителем государства и
исполнителем воли народа, он несет различные функции, важные в
особенности в области иностранной политики, а также в моменты кризисов и
конфликтов в области внутренней. Наиболее яркими образцами государств
дуалистических могут служить германские государства, в особенности
Бавария и Прусcия, также Австрия; образцами государств парламентарных -
Англия и Бельгия. Особенное место в ряду М. занимают М. вассальные и
союзные государства. В вассальных М. (Болгария) власть монарха является
неполной, так как он лишен существенного нрава, представляет свое
государство в международных отношениях. Типом монархического союзного
государства является в настоящее время Германия. По конституции, она
есть вечный союз государств, в котором прусск. королю принадлежит
президентство со званием императора; но фактически Германия есть именно
союзное государство, в котором император пользуется властью в
прерогативами монарха, властью хотя и неполной, но суверенной. Ср. все
общие сочинения по государственному праву и специально Масchiаvelli, "Il
principe"; Lor. Stein, "Das Konigthum, die Republik und die Souverani
tat der franzosischen Gesellschaft seit der Febraarrevolution" (2 изд.,
1885); J. von Held, "Das Kaisertum als Rechtsbegriff" (Вюрцб., 1879);
Hinrichs, "Die Konige" (Лиц., 1852); Fischer, "Das Becht des deutschen
Kaisers" (Б., 1894); Ficker, "Deutsches Konigtum u. Kaisertum"
(Иннсбрук, 1862); Artom, "II re costituzionale" (Турин, 1884); Cimia,
"II capddio stato nel governo costituzionale" (Typ., 1885); Brunialti,
"La monai'cbia representativa" (Вeченца, 1879); Campanella, "Monarchia e
republica" (Флоренция, 1881); Брайса, "Священная Римская Империя"
(Москва) 1891) и др., а также сочинения, указанные при слове Король
(XVI, 317). Для истории М. важны сочинения Фюстель де Куданжа.
В. В - в.
|