Молох (соб. "царь") - нередко встречающееся в Библии по транскрипции
70-ти (Моlо) имя семитического божества. Будучи нарицательным, оно
прилагалось к различным божествам, главным образом - покровителям города
или племени, напр. у аммонитян (Мильком - "их царь", 3 Цар. II, 7) и
асит. Тира (Мелькарт - "царь города"). М. наз. верховного бога и
еврейские раввины; греки отожествляют его с Кроном, римляне - с
Сатурном. М. - бог природы, в частности - теплоты и жизненного огня,
проявляющегося в солнце. Свойственные финикийской религии человеческие
жертвоприношения совершались в честь М. именно через всесожжению, при
чем ему, как верховному богу, при носилось самое дорогое. Самой приятной
жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из
них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом).
но и в обычное время они были нередки: напр. в Библии упоминается о
"проведении через огонь" детей в долине Гинномской (геэнне), в честь М.,
при нечестивых еврейских царях. Дети клались на проcтepтые руки идола,
имевшего лицо тельца, внизу горел костер; вопли заглушались пляской и
звуками ритуальной музыки. Женское дополнение М. - Мельхет - также
чествовалось человеческими жертвами. Упоминаемый в ассировавилонской
мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.
Н. Кн.
|